МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Памятки для педагогов от приёмных родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ от приёмных родителей.

Уважаемые педагоги!
Последнее время всё больше и больше стало создаваться приёмных семей. И это не может не радовать. Всё больше детей обретают единственный шанс адаптироваться в нашем обществе.
Все дети одинаковые, все проходят свой путь развития, известный Вам по курсам педагогики и психологии в институтах. Но дети, начавшие свой путь не с чистой колыбельки, ни с любящими родственниками, готовыми всегда простить и понять, имеют особый путь развития. К ним нельзя подходить общими понятиями.
Понимая вашу загруженность, мы решили в компактной форме сформулировать основные особенности детей, имеющие опыт утраты родной семьи. Мы твёрдо уверенны, что эти знания помогут вам разобраться в каждом конкретном случае. Педагоги, психологи и родители (пусть даже и приёмные) должны двигаться вместе в одном направлении, чтобы каждый маленький человечек смог найти «достойное место под солнцем» и стать настоящим гражданином нашей огромной страны.

Особенности приёмных детей:
1. Размытая привязанность.
Нет разделения «свой-чужой», любого взрослого воспринимает, как своего. Возможно состояние «меня окружают только враги».

2. Расстройство пищевого поведения.
Возможны разные варианты: не чувствует насыщения; не может отказаться от предлагаемой еды, даже когда сыт; демонстративно отказывается от еды. Возможно не сформирован навык жевания. Может запасаться едой впрок. Испытывает привязанность к определённому виду продуктов (хлеб, «Доширак»).

3. Повышенная тревожность.
Может бояться: собак, мужчин, громкого звука, наказания, крика, толпы, веника, душа и др. Расстройство засыпания. Тревожный сон: говорение, лунатизм.

4. Нарушение в эмоционально-волевой сфере.
- Имеет примитивные эмоции (гнев, страх), нет, к примеру, сопереживания, сострадания. Зажатая мимика. Не может правильно распознавать и проявлять эмоции людей (люблю-не люблю, комфортно – не комфортно, радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, страдание, стыд, презрение). Иногда возможна диаметрально противоположная реакция, например, на ласку в ответ выдаёт агрессию. Может просто не знать, какую эмоцию надо проявлять в каждой конкретной ситуации. Гиперактивность.
- Требуется дополнительное объяснение всех поступков окружающих людей «малыш отходит от тебя потому что он думает, что ты…» или разборка поступков литературных героев типа «Герда пошла искать Кая, потому что она его…». А также у ребёнка может возникнуть нестандартные вопросы типа « А почему мачеха плохо относилась к Золушке?».
- Не может управлять своими эмоциями, чувствами, действиями. От этого может иметь неадекватное поведение. Хочет дружить со сверстниками, но не знает, как это делается. Бывает не контактен с другими детьми, или, наоборот, назойлив.
- «Ходит в маске» Умело замаскировывает свой истинный характер.
- Может не различать «тепло-холодно», «больно-не больно», «хочу в туалет». Все эти состояния может объяснять одинаково, например, « живот болит».
- Может проявлять немотивированную агрессию на окружающих.
- Может без разрешения брать чужие вещи.
- Тотальное фантазирование, особенно из своей прошлой и настоящей жизни. Иногда откровенное враньё. В большей части совершенно безвредное и не для какой-либо выгоды.
- Повышенная истеричность, чтобы манипулировать взрослыми. Требует повышенное внимание со стороны окружающих.
- Возможны симптомы истощения нервной системы: плаксивость, апатия, рассеянность, усталость, сонливость.
- Применяет процесс самоуспокоения: раскачивается на ногах, на стуле, сосёт палец.

5. Задержка развития речи, памяти и других познавательных процессов.
Слабый запас слов и не умение строить словесно-логическое предложение, даже в подростковом возрасте. Не может чётко высказать свои желания (сказать «нет!», когда что-то не нравится или, наоборот, сказать «да»), не может правильно объяснить свои мысли, мотивацию собственных поступков. Высказывания односложные: «всё нормально», «я забыл».

6. Агрессия, направленная на себя.
Может относиться к себе, как плохому. Не любит себя, отрицает себя как личность. Испытывает чувство вины «всё что со мной произошло – из-за того, что я что-то неправильно сделал, если бы я всё правильно сделал, то этого не было». Грызёт ногти, наносит удары себе. Комплекс неполноценности, который выражается даже в походке. Возможно бесстрашное поведение, провоцирование несчастного случая.

Каждый случай уникальный. Вовсе не обязательно, что у каждого приёмного ребёнка будут проглядываться всё из перечисленных особенностей. Наличие того или иного отклонения может варьироваться от глубины психологической травмы, полученной и в родной семье ( если она вообще была в его раннем детстве!) и в сиротском учреждении (имеет значение возраст ребёнка при изъятия из родной семьи и время пребывания в детском доме). Также огромную роль играет темперамент ребёнка, его психологическая «живучесть».
Реабилитировать такого ребёнка непростая задача. Требуется повышенная внимательность и наблюдательность. Такого ребёнка нельзя выделять от других детей ни излишней жалостью к нему, не излишней строгостью, но, работая с ним, следует помнить об особенностях его поведения и развития. Любой педагог, к которому пришёл приёмный ребёнок, имеет возможность оттачивает своё педагогическое мастерство, а также наглядно испытывать радость от значимости своего нелёгкого труда!
Для лучшего взаимопонимания с приёмной семьёй, следует учитывать, что все члены приёмной семьи в той или иной степени испытывает повышенную нервозность, могут излишне драматизировать события, особенно связанные с приёмным ребёнком. Тем более, что многие из них не имеют высшего педагогического, психологического или медицинского образования. Приёмная семья испытывает большое давление и со стороны ближайшего окружения, и со стороны государственных органов, и со стороны медицинских работников. И приёмные родители также испытывают все тяготы эмоционального выгорания.

НО ВСЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ТОЛЬКО В СЕМЬЕ!
Надо помнить всегда, что странности в поведении приёмного ребёнка не его вина, а его беда. И кто как не мы, новоиспеченные их папы и мамы, и вы, их педагоги и наставники, должны им помочь разобраться в своём мироощущении, в своих пока детских горестях и радостях.
И если свои усилия объединят и приёмные родители и педагоги, окружающие ребёнка и в детском саду и в школе, то многое можно преодолеть практически без последствий.
И тогда счастливый людей в России станет значительно больше!