МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Педагогу-психологу

Мастер-класс "Мандала желаний"

 

Мастер – класс для педагогов:

техника медитативного рисунка - мандала

«Мандала желаний»

 

 

 

 

 

Подготовила: педагог-психолог МОУ «ЦПМСС»

Лукина М.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серпуховский район

2015 г.

 

 

 

 

 

 

Цель: Коррекция эмоциональной сферы, нормализация поведения.

Задачи:

• снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;

• концентрация внимания;

• развитие творческого потенциала;

• развитие мелкой моторики рук;

• активизации внутренних ресурсов;

• гармонизации внутреннего состояния;

• релаксация.

Материалы: релаксационная музыка, видеофрагменты, карандаши, фломастеры, минимум 12 цветов, белая бумага формата АЗ или А4 для каждого участника, циркуль или большая тарелка.

 

Ход мастер-класса

 

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас.

 Упражнение 1.«Улыбка»

 Психолог: « Давайте подарим, друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Педагоги становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).

Упражнение 2. «Моя визитная карточка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком».

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит «Меня зовут Миша, я люблю пельмени»; следующий говорит «Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре»; третий говорит «Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол» и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с «визиткой», сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания.  Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

 

Сегодня наша встреча посвящена технике медитативного рисунка – мандала.

Слово мандала в переводе с санскритского означает «магический круг», т.е. это рисунок в круге. В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.

Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей.

Для нас, как психологов мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Хочу познакомить вас с техникой «мандала».

Для создания мандалы нам необходимы следующие материалы: релаксационная музыка, карандаши, фломастеры, минимум 12 цветов, белая бумага формата АЗ или А4 для каждого участника, циркуль или большая тарелка.

В этой технологии есть свои тонкости:

Важно во время работы соблюдать некоторые рекомендации:

​ во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;

​ дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;

​ не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.

Включается релаксационная музыка .

Часто мы мечтам о том, что наша жизнь скоро изменится. Улучшатся финансовое положение, здоровье, отношения с близкими. Мы стараемся что-то делать, прилагаем усилия, а наши мечты так и остаются мечтами. Но есть очень простое и доступное средство помочь осуществлению мечты. Надо нарисовать ее! И проще всего использовать для этого образ мандалы.  

Законы Вселенной таковы, что она очень точно реагирует на наши мысли, слова и образы. В итоге, мы получаем то, о чем чаще всего думаем, говорим и представляем. Так мы притягиваем в свою жизнь определенные энергии, которые сами же и излучаем. Еще много лет назад наши предки использовали для общения пиктограммы, символы и знаки – образы, которые записываются в сознании и подсознании, а затем воспроизводятся в реальности. Любое желание, детально сформулированное и выраженное в рисунке, имеет в сотни раз больше шансов стать действительностью. Вся Вселенная помогает его осуществить.  

При рисовании мандалы важно сконцентрироваться, отпустить все посторонние мысли, уединиться, а затем рисовать от внешней границы круга внутрь. Таким образом, мы постепенно движемся внутрь себя.

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие. Сядьте удобнее и закройте глаза. Представьте себе, что Вы - в необычном (волшебном) месте. Оно будет таким, каким Вы захотите его сделать, потому что оно - только ваше: вы здесь самые главные. Сделайте глубокий вдох выдох, вдох выдох, посидите еще немного так расслабленно. Постарайтесь запомнить с закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у вас возникают. Запомните, что Вы видите перед собой. А когда вы будете готовы, предлагаю воспроизвести всё это на листе.

Рисование мандалы

Настройтесь, выделите время для того, чтобы посидеть в тишине. Подготовьте все необходимые инструменты. Расслабьтесь, закройте глаза и подумайте о желании, о своей заветной мечте. Представьте ее в виде некоего образа, символов. Подумайте о том, какого цвета Ваше желание. Затем сделайте набросок мандалы, используя простой карандаш, не переставая думать о мечте.

Предлагаю Вам, взять листы бумаги с нарисованным кругом, или готовые мандалы, выбрать самый красивый цвет и нарисовать в центре круга все что захочется. Продолжайте работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится. Если педагогу захочется нарисовать что-то за пределами круга, не мешайте ему. Важные условия исполнения желаний

Итак: 1. Включите приятную медитативную музыку, зажгите свечу или аромалампу, останьтесь наедине с собой. Закройте глаза, отпустите мысли, которые вас тревожат, расслабьтесь. Затем сформулируйте вопрос, который вас волнует: «Получу ли я повышение по службе?», «Правильно ли я поступаю в отношениях с любимым человеком?»

2. Начните заполнять рисунок цветом. Можно использовать акварель, гуашь, фломастеры, гелевые ручки или цветные карандаши. Главное правило раскрашивания — никаких правил! Рисунок будет считаться законченным, когда в него нечего будет добавить.

3. Теперь осталось вырезать мандалу и найти для нее такое место, чтобы в течение дня, сталкиваясь с ней глазами, вы могли вспоминать о своей цели или желании.

4. Мандала должна находиться там до тех, пор, пока желание не исполнится. После того, как ситуация разрешится, с мандалой лучше расстаться, ее можно разрезать или сжечь..

Рисуя и выпуская свою творческую энергию, мы избавляемся от проблем и беспокойств, гармонизируем собственное состояние, становимся уравновешенными и умиротворенными. Наши желания достигают уровня восприятия Вселенной, и она откликается на них, превращая в реальность.

Когда педагоги закончат работу, спрашиваю у них:

Как бы Вам хотелось назвать свою мандалу.

Попробуйте посмотреть на свою мандалу свежим, как бы отстраненным взглядом и дать ей название не столько из темы, выбранной перед началом работы, сколько из того, что как вам кажется, нарисовано сейчас в этом круге. Можете попробовать изменить положение мандалы, вращая ее и прислушиваясь к своим ощущениям. Таким образом, найдите наиболее комфортное для вас расположение мандалы. Название должно быть кратким, желательно односложным. Запишите это название на приготовленном листе.

Спрашиваю у педагогов о том, что они изобразили.

( В работе с детьми можно предложить сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Когда дети вербализуют рисунок, это помогает им научиться точно, передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные.

Важно, слушая историю, придуманную ребёнком, воздерживаться от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.)

Далее предлагаю педагогам в непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попрошу педагогов прислушаться к тому, что они чувствует, и рассказать об этом. Спрошу у педагогов, как менялось их настроение в процессе создания мандалы: менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас? Что хотел бы еще сказать и спросить?

Рефлексия.

А для того чтобы нам вернуться из путешествия я вам предлагаю встать, в кругу под тихую музыку (еще лучше, если будет затемнение) психолог зажигает маленькую свечу и передает на ладошках участнику (делится теплом), тот - с другим и тд...при этом можно сказать - спасибо, был рад...и т.д.

 

Список литературы:

 1.​ Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.

 2.​ Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи  арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

 3.​ Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.

 4.​ Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19.

 5.​ Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31.

 6.​ Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182.

 

 

О чём говорят цвета мандалы

То, что Вы сейчас прочтёте, очень похоже на психологический рисуночный тест. Однако интереснее!

Для начала разделим цвета, которые Вы выбрали для создания своей мандалы, на три основные группы. Эти группы объединены по принципу интенсивности цвета.

Первая группа - интенсивно-тёмные оттенки цветов.

Это - психологическое содержание уровня бессознательного, которое пока не меняется. 
Вторая группа - средние по интенсивности оттенки цветов. 
Психологическое содержание на уровне сознания, которое тоже пока не меняется.

Третья группа - светлые оттенки. 
Светлые оттенки несут амбивалентное психологическое содержание. То есть, светлые цвета могут отражать как содержание сознания, так и бессознательного. Однако в одном определённом аспекте - в аспекте психологической трансформации. То есть, это то содержание психики, в котором уже началось «движение соков», которое начало меняться. Это всегда свидетельствует о начале исцеления. 
А теперь давайте конкретизируем значения отдельных цветов. 
Начнём с чёрного цвета мандалы. 
Базовая архетипическая ассоциация с чёрным цветом - это ассоциация с Тьмой, которая таит в себе угрозу и опасность для жизни человека. Ночь - это время Природы Враждебной, это не время людей. Ночь - время диких зверей, нежити и человеческого отребья - грабителей, убийц, маргиналов, отверженных. 
Когда наступает Ночь - ворота и ставни запираются, собака спускается с цепи, а в окнах зажигается свет, чтобы хоть как-то противостоять Тьме. До изобретения электрической иллюминации, чёрный цвет - цвет ночи и опасности однозначно толковался человечеством как негативный. Именно поэтому же человечеством всегда воспевались звёзды - звёздная ночь не такая тёмная. К тому же звёзды (в отличие от луны - солнца воров) не вызывают ни смутной тревоги, они, наоборот, вселяют надежду, выступая не только в качестве «фонарей», но и в качестве точной карты путешественника. Несмотря на то, что мы уже довольно давно живём в мире, подсвеченном электричеством 24 часа в сутки, мы ещё не изжили страх тьмы на бессознательном уровне. 
Именно поэтому чёрный цвет толкуется в психологии, которая имеет дело только с древними архетипами, как «отсутствие света», и потому как утрата веры и опоры. Обилие чёрного цвета в рисунке расценивается как главный признак депрессии. 
Рассмотрим красный цвет мандалы. 
Красный цвет необходим для выживания, он символизирует здоровую кровь, струящуюся по здоровым жилам, агрессию, напор и сексуальность. Однако если красный цвет - в избытке, то это свидетельствует об агрессии, готовой вылиться в разрушительные действия. 
Отсутствие красного цвета в рисунке вообще - упадок жизненных сил, пассивность, неумение настоять на своём. 
Если в рисунке красный цвет смешан с чёрным ( грязный цвет) это свидетельствует о заболевании - в первую очередь заболевании крови. 
О болезни также свидетельствует розовый цвет в мандале. Это - первый признак физического недомогания. Исключение: «критические дни» у женщин, когда ими почти всегда выбирается розовый цвет для заполнения пространства мандалы. 
Розовый с чёрным - признак явных саморазрушительных тенденций у человека, склонности к суициду, девиантному поведению. Чёрный и розовый - символика движения «эмо», всегда говорят о сильном психологическом неблагополучии, если только это не сиюминутная дань моде. 
Жёлтый цвет мандалы не имеет вообще никаких негативных аспектов. Его выбор - всегда признак полного благополучия. 
Оранжевый же цвет всегда означает сверхамбициозность и некритически завышенную самооценку (в избытке), а у женщин - проблемные отношения с мужчинами. 
Светло-голубой цвет в мандале. Небесный (лазоревый) цвет как и жёлтый не имеет вообще никаких негативных аспектов. Он символизирует Чистые Воды как источник жизни. В христианской символике голубой цвет - символ Девы Марии. 
Если этот цвет темнеет, превращаясь в тёмно-синий - перед нами не проработанный конфликт с матерью. 
Однако же, тёмно-синий цвет иногда выдаёт способности к эмпатии и очень хорошо развитую интуицию, вплоть до мистических озарений. 
Поэтому если Вы интерпретируете чужой рисунок всегда «исключите» такую широко распространённую вещь как конфликт с матерью, а уже потом делайте выводы об интуиции. 
Зелёный цвет мандалы очень сложный. 
Густой тёмно-зелёный цвет - говорит о том, что человек ориентирован на оказание поддержки другим людям и всему окружающему миру (мать Тереза). Если такой цвет преобладает - перед нами человек склонный к гиперопеке, не дающий ступить шагу своим близким и отдающий свою жизнь для решения чужих повседневных дел и проблем. 
Светло-зелёный цвет или бледно-зелёный говорит о прекращении роста и ослабленном энергетическом потенциале. 
Вообще же зелёный цвет - цвет зрелости. Он показывает то, что человек готов стать или стал родителем и испытывает от этого только положительные эмоции. 
Тёмно-фиолетовый цвет, когда он расположен в самой сердцевине мандалы, укажет нам на очень сильную связь с матерью, вплоть до неспособности жить своей жизнью, патологическую эмоциональную зависимость. 
Серый цвет мандалы. Обилие серого цвета в рисунке мандалы - это самый тревожный симптом. Для того, чтобы было понятно, в каком состоянии находится человек, выполняющий рисунок с преобладанием серого - так рисуют героиновые наркоманы. Вообще же это признак утраты вкуса к жизни, усталости и прогрессирующей апатии. 
Сиреневый (лавандовый) цвет часто возникает на рисунках людей, страдающих удушьем, приступами астмы, испытавших асфиксию, удушение - в общем все проблемы с дыханием имеющие психосоматическую природу. 
Ну и наконец, несколько слов о динамике изменения цветов в серии мандал. 
Возьмём такие типичные случаи (обычно приводящие к неврозу) как:

​ конфликт с матерью - у женщин, и

​ конфликт с отцом - у мужчин.

В начале сессий по созданию серии мандал такие женщины будут выбирать тёмно-синий цвет. 
По мере проработки и вынесения наружу своих чувств, ведущих к исцелению, после того, как конфликт с матерью будет исчерпан, женщины начнут использовать в рисунке мандалы небесно-голубой цвет. Это будет означать готовность к позитивному общению с лицами женского пола. 
Мужчины при глубоко (или не глубоко) спрятанном конфликте с отцом будут использовать грязно-жёлтый. По мере проработки конфликта, цвет будет изменяться в сторону ярко-жёлтого.

Итак, Вы познакомились с интерпретацией некоторых основных цветов, использующихся в диагностике как физического, так и психологического состояния при создании арт-терапевтической мандалы.

Эта приоткрытая тайна, эти знания нисколько не помешают Вам создавать свою мандалу - спонтанно как если бы Вы ничего сейчас не прочли. Ибо главное условие арт-терапии: отключаться от всех приобретённых знаний и ассоциаций в момент создания терапевтического рисунка. И как бы это ни показалось странным, у всех людей очень легко происходит это самое «отключение» от знаний и опыта в момент, когда они творят красками рисунок-медитацию. В этот момент забывается всё - работает только рука.

 

Теория форм и символов

Животные 
Аспекты непредвиденного, импульсивного, иррационального: признаки вашего поведения в отношении бессознательного, то есть в отношении нашего бессознательного «оно», через формы животных, готовых помочь или угрожающих; у каждого животного различные характеристики; интегрирование через согласие.

Дерево
Жизнь, рост, укоренение, связь небо-земля, развитие, смерть и возвращение на землю (листья), «оно», защита, бессмертие (хвойные вечнозеленые деревья); с другой стороны: невозможность изменить свое положение.

Радуга
Мост между небом и землей, рождение заново, богатство, возвращение солнца, целостность, выздоровление, найти клад.

Квадрат
Надежность, стабильность, материя, чувство реальности, равновесие между четырьмя стихиями, стороны света, идеальное в материальном.

Круг
Ведет в себя; единство, абсолют, совершенство, бесконечность, озарение, душа; гармония духовных сил; «оно», движение, бесконечность.

Сердце
Любовь, интуиция, блаженство, храбрость, средоточие эмоций, знание и желание; обуздание чувства, печаль, страдание, расставание.

Крест
Взаимопроникновение двух противоположных сфер, таких как небо и земля, дух и материя, пространство и время; пересечение дорог, соединение противоположностей, внутреннее равновесие совершенного человека; Х-образный крест: особое обозначение какого-либо места; также исходя из контекста: утрата, отречение.

Молния
Разрушительная или созидатальная божественная сила, озарение, свет, излечивание энергией души, новая фаза роста.

Звезда
Вдохновение, небесное провидение, изобретательность, энтузиазм; падающая звезда: надежда, благосклонность звезд; четырехконечная звезда: «оно», целостность души; пятиконечная звезда: высокая самооценка, крепко стоять на ногах, способность реализовать вдохновение на практике; много звезд: множество возможностей, разнообразие целей; большая звезда: индивидуальные особенности (для однозначной интерпретации обратиться к символическому значению числа, соответствующего количеству лучей звезды).

Стрела
Быстрота; движение за грань; Я, обращенное к абсолюту, сознание, стрела любви: чувственность и наслаждение.

Цветок
Символ сущего, вечное обновление, весна, красота, покорность, самопожертвование, любовь – увядающий: ненадежность, мимолетность, непостоянство.

Капли
Плодородие, чистота, очищение, слезы, разочарование, грусть, гнев, огорчение, ярость, горе, рана, но также радость, утешение, прощение.

Шестиконечная звезда (Два взаимосвязанных треугольника)
Взаимопроникновение видимого и невидимого миров: равновесие, соединение противоположностей; завершение важной работы; осуществление, гармония.

Остров
Замкнутость в самом себе, труднодоступность; место, где, как мы надеемся, нет забот, куда мы стремимся; бегство от мира.

Лабиринт
Посвящение, вознесение из мрака к свету; жизнь человека со всеми ее трудностями, испытаниями и поворотами; паломничество: поиск своего собственного центра.

Свет/Солнце
Дух, божество, жизнь, счастье, вдохновение, духовное созерцание, озарение, тепло, огонь, космический разум, пища, возрождение, возобновление, разум, проницательная мысль.

Луна
Женственность, плодородие, становление и угасание, восприимчивость, неосознанные силы, необходимость опоры (на силы, идеи).

Море
Неисчерпаемая сила жизни, но также всепоглощающая пучина; давать и получать, бессознательность, символ скрытых сокровищ.

Узел
Связь, единение, завязывать – распутывать, решение, сложности, препятствие, энергия, решение проблем.

Глаз
«Зеркало» души, проницательность, всеведение, вездесущность Бога, символ Я.

Птица
Человеческая душа, перевоплощение, воображение, интуиция, духовность; орел: мощь, гордость, посланец Бога; сова: несчастье, мудрость, взгляд, пронзающий тьму; голубь: мир, чистота, святой дух; стая птиц: опасность; концентрация сил, поиск осознание себя на высшем уровне.

Бабочка
Смерть и воскрешение, самообновление души, перевоплощение.

Категория: Педагогу-психологу | Добавил: Снежная_кошка (14.11.2015)
Просмотров: 1900 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: