МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Педагогу-психологу

Учет доминирующей модальности и репрезентативной системы обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО»

Учет доминирующей модальности и репрезентативной системы обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО»

 

подготовила педагог – психолог:

Семенцова Ольга Сергеевна.

 

Актуальность

        Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

   В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Как никогда, актуальным для учителя,  становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных личностных  особенностях обучающихся, применять  эти знания в различных видах и формах деятельности и способствовать, таким образом, полноценному личностному развитию и самоопределению обучающихся на каждом возрастном этапе.

 

      А получить точную и правдивую  информацию каждому учителю может помочь компетентный в данном вопросе специалист – психолог.

 

(слайд 4 ) Каждый из нас знает, что происходит в школе на перемене? Одни носятся по коридорам, цепляясь друг за друга и за ближайшие углы, другие радостно орут, комментируя беготню первых. А третьи сидят или стоят где-нибудь в сторонке, с интересом наблюдая за происходящим.

На уроках они ведут себя тоже по-разному. Одни тихонько слушают учителя, при случае еще, цыкая на шумящих, чтобы не мешали; вторые внимательно читают то, что написано на доске, рассматривают наглядные пособия и периодически заглядывают в книгу; а вот третьи вертятся, норовят что-то взять у соседа.

Почему это происходит?  Как построить учебный процесс так, чтобы изучаемый материал усваивался всеми учащимися? Как активизировать внимание современных детей?

Одним из шагов на пути решения всех этих вопросов может стать   выявление психологом доминирующей модальности (аудиальной, визуальной, кинестетической) каждого учащегося.

 

Итак, что же такое модальность?

 

     Модальность – это форма проявления раздражителя в существующей сенсорной системе человека (слуховая, зрительная, тактильная). В переводе с латыни данный термин означает «способ».

 

     Модальность в психологии  - это общее наименование и каналов первичного восприятия, и каналов внутренней обработки информационного материала.

Другими словами, это познавательный стиль, т.е.  те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – так же они известны как репрезентативные системы, или каналы восприятия.

 

 

Так ли это важно, выявлять и учитывать доминирующую модальность?

 

Да, важно!  Так как доминирующие каналы восприятия информации детьми – это показатель  усвоения учебного материал. Учёт учителем индивидуальных особенностей обучающихся позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, и оказывать  своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученику.

 

в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на  четыре категории:

 

  • визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;
  • аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;
  • кинестетики – люди, воспринимающие информацию через ощущения (обоняние, осязание, тактильность, вкусовые ощущения и др.) и с помощью движений;
  • дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логику с помощью цифр и знаков.  Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей. А обучающимся младших классов такой способ восприятия информации вовсе не свойственен.

 

Как же распознать ведущий канал восприятия ребенка?

 

  1. Анкетирование родителей на предмет определения принадлежности ребёнка к той или иной модальности.
  2. Наблюдение за учащимся в урочное и внеурочное время, основанное на информации о типах модальности.

 

На что обязательно обращают внимание?

 

- Словарь общения.

Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением.

Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием.

 Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения.

 

- Направление взгляда.

У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.

 

 - Особенности внимания.

Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

 

- Особенности запоминания.

Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая.

Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

 

Специалисты говорят:

от визуала можно требовать быстрого решения задач;

от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;

от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

 

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

 

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

 

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;

кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

 

Ведущий канал восприятия проявляется даже в таком несложном занятии,  как запись домашнее задание, написанного  учителем на доске.

  • Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
  • Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
  • Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

 

Многое можно увидеть интересного, наблюдая за поведением детей на перемене.

  • Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  • Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
  • Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

 

О чем говорят эти наблюдения? О том, что  не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку.

 

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

 

Особенности организации уроков с учетом репрезентативной системы обучающихся.

 

 

Ведущая репрезентативная система

Особенности  проявления репрезентативной системы и способы организации работы в учебно-воспитательном процессе.

Визуальная репрезентативная система

В процессе проведения уроков на различных этапах  использовать таблицы, графики, рисунки, иллюстрации, фотографии, учебные фильмы или презентации.

У визуалов хорошо развито образное мышление, важное значение имеет раздаточный материал, причем значительную роль играет эстетика его оформления. Свою работу могут помногу раз переписывать, чтобы было «красиво».

На уроках визуалы обычно усидчивы и сосредоточены.

Виды самостоятельной работы: находить что-то в учебнике, тетради, рассмотреть, сделать вывод, списать с образца, зрительные  диктанты, задания на нахождение ошибок, работа по иллюстрации.

Аудиальная репрезентативная система

Важно: устные объяснения учителя, сообщения обучающихся, дискуссии, чтение учебника вслух, диалоговый режим.

При общении необходимо использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту).

Легко отвлекается на звуки, на уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении.

Типы заданий: прочитывать вслух задание, сочинить что-либо и рассказать классу, объяснить  что-то соседу по парте, устный счет с закрытыми глазами, слуховые диктанты, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений.

Кинестетическая репрезентативная система

Важно: использовать жесты, прикосновения, обязательно давать возможность моторной разрядки (написать на доске, провести физкультминутку, и т.п.), так как запоминание материала у кинестетика легче происходит во время движения.

Если изучается какая-то справочная информация кинестетику обязательно нужно записать ее самому.

Использовать ролевые игры, работу в группах, выполнение заданий с использованием реальных предметов, экскурсии.

Замечание надо делать физическим воздействием, например, положить руку на плечо, взять за руку и т.п. Телесные наказания недопустимы.

Типы заданий: рисование, моделирование, пантомима.

 

Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у ребенка развивается чувство уверенности в своих силах,  исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем « репрезентативном языке», т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации.

 

Так же большое значение имеет определение функциональной асимметрии по­лушарий мозга, для выявления учащихся с доминирующим полушарием, так как это два разных типа мышления: для «правополушарных детей» характерно образное мышление, для «левополушарных» - логическое.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий. Для правополушарных важно  предусмотреть соответствующие методы  подачи информации - объяснительно-иллюстративного и  проективно-творческого характера, для левополушарных – палитру эвристических (поисковых) и проблемных методов.

Результаты диагностик помогут учителю определить содержание, формы и методы обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями  школьников, составить пары и группы для совместной работы по принципу взаимодополняемости. Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

Для определения функциональной асимметрии по­лушарий мозга используется тест И. П. Павлова. 

Тест И.П. Павлова

Время проведения тестирования в каждом классе – 10 минут.

Данное тестирование рекомендуется проводить со второго класса, т.к. учащиеся первых классов не владеют чтением и письмом в совершенстве.

Наглядный материал:

9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Инструкция.

Учитель размещает на доске все карточки, перемешав их, и предлагает учащемуся разложить все карточки по три штуки на 3 группы так, что­бы в каждой группе было что-то общее между словами.

Учащимся раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои результаты.

Оценка результатов:

 

I вариант:

1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художествен­ный тип. Образное мышление. Доминирование правого по­лушария.

 

II вариант:

1-я группа карточек—«карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доми­нирование левого полушария.

 

III вариант:

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Сме­шанный тип.

 

Если учащийся не справился с заданием или не дал ответ по одному из предложенных вариантов, то с ним рекомендуется поработать индивидуально. Возможно,  ребёнок не понял смысла задания.

 

 

     Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как  типы репрезентативных систем, ведущее полушарие,   могут оказать неоценимую помощь учителю при реализации ФГОС НОО. Учитель,  владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе,  получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий. Понимание личности ребенка, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды,  в которой происходит развитие личности обучающегося, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться. 

 

 

Категория: Педагогу-психологу | Добавил: Снежная_кошка (07.09.2015)
Просмотров: 1162 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 нина  
Хорошо представлен материал, но нет ссылок на источники которые использовались. Есть начало и это хорошо, желаю успехов.

Имя *:
Email *:
Код *: