МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Учителю-логопеду

Учимся, играя рекомендации учителя-логопеда Брандуковой Е.С.

Учимся, играя ….

Рекомендации учителя-логопеда МОУ ЦПМСС Брандуковой Е.С.

Первый раз в первый класс! Это звучит завораживающе, как-то маняще и интересно. Но как сохранить эту любознательность ребёнка на долгие годы, чтобы не пропал его интерес к учёбе? Ведь, сидя за партой в красивом классе, когда учительница задаёт вопросы: один, второй, третий, дети тянутся отвечать, а ты ничего не знаешь и не понимаешь их. Наверно, будет трудно удержать большой интерес и стремление к знаниям. Чтобы эта заинтересованность и стимул учиться не проходила как можно дольше, надо готовить ребёнка к школе, к умственным нагрузкам постепенно, начиная с 4-х лет.

Сегодня первоклассникам предъявляют более высокие требования, чем 20 лет назад. У ребёнка достигшего 7 лет должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас. У будущего школьника должны быть развиты познавательные психические процессы: он должен иметь развитую память, логическое мышление, внимание и воображение. Немаловажным аспектом является уровень развития мелкой моторики, которая определяет, насколько быстро и хорошо он научится писать.

Часто мне, как специалисту, задают вопрос: Как мы, родители, можем ему помочь? Ответ очень простой: чаще играйте со своим малышом! Игра –наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребёнка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно. В игре дети:

​ Учатся применять имеющиеся у них знания;

​ Ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

​ Получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их;

​ В игре развиваются все психические процессы: внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно воображение;

​ В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов;

​ Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, рпиносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них.

Игры для подготовки к школе

Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе? Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Родители могут выбрать игры для подготовки к школе по своему усмотрению, но обратите внимание на те из них, которые:

1.​ Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок» и т.д.)

2.​ Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет (по цвету, величине, форме).

3.​ Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», «Что перепутал художник») и речь («Слова наоборот», «Слова-приятели», «Составляем рассказ»)

Помните чудесную книжку К.И.Чуковского «От двух до пяти»? Если вы до сих пор не читали её, найдите и прочитайте – вы получите огромное удовольствие! В этой книге собрана бесценная коллекция детских упражнений со звучащим словом.

Можно и нужно воспользоваться этим сензитивным периодом в жизни ребёнка и ввести его в увлекательный мир языка, открыть для него языковую действительность и, таким образом, привести к чтению.

С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры!

Поиграем с ребёнком в жуков. Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полёт и жужжание. «Какую песенку мы поём?» - прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж», - отвечает она сама, если ребёнок не понял её вопроса, и малыш с удовольствием присоединяется: «ж-ж-ж». – «А послушай, в слове ЖУК есть эта песенка: ж –ж -жук. Слышишь, как он поёт свою песенку? Давай-ка вместе – ж – ж - жук». Нужно отметить, что произнести слово таким образом, ребёнку совсем нелегко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нём звук «ж» и потянуть его. Поэтому первое время ребёнок повторяет слова вслед за мамой. «Давай ещё поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка, угадай: это животное с длинной шеей. Ну, конечно, ты угадал – жираф. Давай вместе скажем это слово так, чтобы услышать в нём песенку жука. А ещё какое ты знаешь слово?»

Надо дать ребёнку самому придумать слово, в котором есть песенка жука. Можно иногда предложить неправильный вариант, тем самым мы увидим, понял нас ребёнок или нет.

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, он начал намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу. Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: з-з-з – звенит комарик, ш-ш-ш – шипит змея, р-р-р –рычит собака. Дети, как правило с удовольствием играют в эти игры, постепенно учатся произвольно менять свою артикуляцию, произносить слово так, чтобы была слышна песенка жука, змеи или комарика и т.д.

Когда вы увидите, что ваш ребёнок легко справляется с изменением своей артикуляции при поиске нужного звука, усложните задание: кто больше назовёт слов, в которых шипит змея, слов со звуком «ш». Сначала помогите малышу, но так, чтобы ему казалось, что он всё делает сам: «Какая твоя любимая игрушка?»- «Машина».- «Не слышу, как там шипит змея». – «Машшшшина». – «Отлично!» Ты правильно назвал слово. «Теперь я скажу слово со звуком «ш», - мама задумывается. – Кошшшшшка. – Теперь ты».

Когда ребёнок будет находить любой заданный вами звук, можно предложить ему определить место звука в слове (начало, середина, конец). Для этого можно использовать наглядный материал.

 

 

 

 

 

 

 

Играя с ребёнком, обратите внимание на то, как по-разному звучат звуки, очень похожие. Например, первый звук в словах: мышка и мишка. В слове мышка он звучит строго, сердито:м-м-м, а в слове мишка – улыбается, звучит ласково:мь-мь.. И,когда в игре вы соревнуетесь, кто больше назовёт слов, в которых звенит комарик, то, пожалуйста, не забудьте, что есть большие комары, которые звенят сердито:з-з-з, а есть маленькие, которые звенят ласково: зь-зь-зь. Поэтому придумывайте слова сначала с песенки большого комара, а затем песенки маленького комарика. Ребёнок не знает ещё ни о твёрдости, ни о мягкости (это он узнает в школе), но различать он их должен обязательно и делает это, как правило, легко.

Вы увидите, что довольно скоро никакой помощи ребёнку в этих играх не понадобится, более того, если мама – постоянный партнёр, иногда должна «поддаваться», чтобы у ребёнка не угас интерес к игре с превосходящим его соперником.

Теперь, когда звуки речи для вашего ребёнка так интересны, можно начать играть с буквами. Предлагаем вашему вниманию таблицу с алфавитом по типу Шульте.

ф

й

ц

у

х

е

н

г

ш

щ

з

х

ъ

ё

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

э

я

ч

с

м

и

т

 

ь

б

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно предложить ребёнку соревнование «Кто быстрее найдёт заданную букву», «Найти буквы по порядку от А до Я», сначала просто ищем, затем можно на время. Можно закрепить ориентировку в пространстве: какая буква находится в верхнем правом углу, в нижнем левом углу и т.д.

А вот ещё несколько полезных игр:

​ Игра «Цифровой ряд». Если ребёнок знаком с цифрами, называет любое слово по буквам и на каждый звук ставим цифру на букву в таблице, тем самым, определяя последовательность звуков в слове.

​ Эти цифры можно обыграть и по-другому: «Назови следующее число» (1,2,3 …); «Назови соседей чисел»(Какое число находится между 2 и 4, какое число после 3, перед 5 и т.д.); «Назови числа»( Назови число, которое больше 5, но меньше 7. Назови числа, которые меньше 8, но больше 4 и т.д.)

​ «Ищем звук в слове». Смотрим на картинку и определяем заданный звук, его позицию в слове. Разукрашиваем соответствующий квадрат под картинкой.

​ Выкладываем буквы из счётных палочек, спичек, круп.

​ Угадывание предметов, букв, цифр на незаконченных, недописанных, зашумлённых рисунках.

​ «Узнай, кого спрятал художник», «Найди по тени»» (Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов).

​ «Зеркало» (Ребёнку предлагается сделать рисунок, представляющий зеркальное отображение исходного).

​ «Четвёртый лишний». Это задание часто предлагается на тестировании перед школой. Ребёнок из ряда предложенных слов (картинок) должен выбрать лишнюю, объяснив свой ответ. Например. В наборе слов: корова, коза, лиса, лошадь, лишнее слово «лиса». Так как лиса - это дикое животное, а остальные – домашние.

По опыту работы с детьми можно смело утверждать, что можно предлагать элементарные логические задания уже малышам 3-4 лет. И делать это, конечно, нужно через игру. Заметьте, что в таком случае «изучение» логики становится уже не целью, а средством, т.е. вы даёте ребёнку на будущее не только инструмент познания мира, но и сразу учите, как этим инструментом пользоваться.

​ «Пазлы» - игра, которая развивает внимание, помогает логически мыслить. В них формируется целостный образ предмета, ребёнок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого. Так как дети быстро их запоминают и легко собирают по памяти, можно «пазлы» смастерить самим. Взять понравившуюся картинку из журнала или раскраски, разрезать на части любым способом и ребёнку будет интересно собирать её.

​ Геометрические конструкторы, игры-головоломки. Эти игры развивают сообразительность, воображение, пространственные представления, воссоздание из геометрических фигур образных изображений.

 

Игры для развития речи

​ «Инопланетяне». Посредством этой игры развивается словарь ребёнка. Взрослый представляется инопланетянином и просит ребёнка рассказать про задуманный вами предмет: я никогда не видел и не знаю, что такое стул. Ребёнок в подробности должен описать признаки и свойства этого предмета так, чтобы было понятно, что это и для чего.

​ «Звериная семья». Ребёнку предлагается назвать папу, маму и детёнышей в ед. и мн. числе. – Мама – корова, а папа… и родились у них …

​ «Узнай по описанию». Идя домой из детского сада играйте с ребёнком в загадки. Например, по теме «Животные». – «Мяукает, царапается, мурлычет» (Кто это?), «Хитрая, ловкая, плутоватая, хороший охотник», «Круглое, жёлтое, палящее, лучистое», «Красное, спелое, сочное, ароматное», «Старый, кирпичный, двухэтажный»

Сначала загадывайте загадки сами, а затем побуждайте ребёнка.

​ «Скажи наоборот». В этой игре нужно подобрать противоположное по смыслу слово: Весёлый –грустный, добрый –злой, холодно -…, старый -…, подъехать - …, снег -…

Необходимо помнить, что задействованы должны быть разные части речи

​ «Один – много». Я называю один предмет, а ты – много: дерево – деревья, стул -…, глаз -…, ведро -…, окно -…, ухо -…, книга -… и т.д.

​ «Писатели». Составление рассказа по картине (по серии сюжетных картинок). – Давай составим с тобой интересный рассказ. В серии сюжетных картинок необходимо уловить последовательность событий: с чего всё началось, что произошло и чем всё закончилось?

 

Игры для развития мелкой моторики

Будущим первоклассникам просто необходима моторная умелость! Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки, как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Развивая мелкие дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребёнка. Именно к 6 годам в основном закладывается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Таким образом, этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И.Гальперин). Эффективными путями для развития мелкой моторики пальцев рук и развития ручной умелости являются: рисование, лепка (из пластилина, глины, тёплого воска, солёного теста), конструирование, аппликация, ручной труд, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него, пальчиковый театр.

И пожелания напоследок: старайтесь не только играть с детьми в вышеперечисленные игры для подготовки к школе, но и как можно чаще разговаривать с ребёнком, хвалить, подбадривать его и просто быть рядом. Даже если у вашего малыша что-то не получается, вы должны приложить массу усилий и убедить его в том, что скоро у него всё получится. Это порой бывает нелегко, но результат оправдывает усилия. Таким образом, с помощью любящих родителей, ребёнок приобретает жизненный опыт и уверенность в себе.

Всего вам доброго!

Категория: Учителю-логопеду | Добавил: Снежная_кошка (29.09.2015)
Просмотров: 90 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: