Коммуникативные
игры
1.
Игра «Лучший передатчик» - снятие напряжения в группе и настрой на дальнейшую совместную
деятельность.
Участники игры садятся вкруг. Каждому
участнику, начиная с водящего, присваивается порядковый номер – 1,2,3 и т.д.
Затем водящий начинает ладонями отхлопывать ритм, сначала медленно, затем темп
убыстряется. Одновременно с хлопками, участники группы передают поочереди сигналы
в виде команды: «первый – пятому», член группы с порядковым номером пять,
должен не сбиваясь с ритма ответить командой: «пятый – (и назвать порядковый
номер выбранного участника группы, например) – седьмому». Участник команды с
порядковым номером «семь» передает команду дальше. Важно не делать обратные
ходы, например «третий – восьмому», а «восьмой – третьему». Игра начинает
усложняться, когда убыстряется темп. Участники, не успевающие за ритмом,
выбывают из игры (оставаясь на своих местах), а оставшиеся члены группы должны
помнить, какие номера еще в игре. Игра заканчивается, когда в игре остается
одна пара.
Игра
«Гром – ураган – землетрясение»- игра
дает возможность: освоить пространство, повысить уровень эмоционального
состояния и начать процесс группообразования.
Все участники делятся на тройки. Двое
берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и становится
«жильцом». Когда водящий говорит: «Гром!» - «жилец» выбегает из «дома» и ищет
себе другой «домик». Когда ведущий говорит: «Ураган!» - «домик» взлетает и
пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки
рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять
свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим.
Игра «Путаница» - это упражнение позволяет повысить тонус группы и сплотить участников.
Участники встают
в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу
ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков
должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят
себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый
человек). И теперь задача участников состоит в том, что бы распутаться, т. Е.
снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить – запретить
всяческое словесное общение.
Практические
игры. Настольные и командные игры.
• «Логический поезд»- развитие памяти и речи.Замечательная игра–развивает
логику, речь, мышление.
Игра, имеющая почти
бесконечное количество вариантов! С вагончиками
этого удивительного поезда можно расширять представление об окружающем мире.
Развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию. Эта игра никогда не
надоест. Потому, что в нее каждый раз можно играть по-новому!
С самыми маленькими
можно нагружать паровозик по какому-то признаку. Например, паровозик везет все
красное, или все деревянное, или животных в зоопарк, или посуду на кухню и др.
Возможен и обратный вариант – Вы нагружаете поезд, а ребенок должен отгадать
признак или назвать обобщающее слово. Если Вы нагрузили паровоз кастрюлей,
тарелкой и чашкой он должен сказать, что это посуда. Со старшими детьми можно
грузить в поезд предметы, названия которых начинаются (или заканчиваются) на
одну букву, или в названиях которых присутствует эта буква.
Можно нагружать
паровозик, отыскивая не общие признаки, а противоположные. Например, рядом с
холодной снежинкой можно поставить горячий чай, а рядом с большим слоном –
маленькую мышку!
Можно раздать игрокам по
несколько карточек и присоединять по одному вагончику. Но не просто так, а
находя логическую связь с предыдущим вагончиком. Например, к карточке с забором
можно присоединить топор, поскольку забор делали с помощью топора или табурет,
поскольку он тоже сделан из дерева.
Если ребенок уже владеет
связной речью, можно составлять предложения и целые рассказы, используя
карточки. Например, Вы берете карточку с кошкой и мышкой и составляете
предложение: «Кошка съела мышку» или «Эта кошка никогда не есть мышек». Взяв
побольше карточек, Вы можете составлять более длинные предложения и целые
рассказы. Игру можно усложнить, если разложить карточки в определенном порядке
и придерживаться его походу рассказа.
С карточками можно
организовать множество игр на развитие памяти, внимания и логического мышления.
Игра «Четвертый лишний»:
Вы выкладываете четыре карточки, одна из которых чем-то отличается от трех
других. Ребенок должен сказать какая и объяснить свой выбор. Например, три
карточки с посудой и одна с едой. Возможны более сложные варианты, когда
существует два решения. Например, ежик, слон, лиса и болт. Лишняя карточка с
болтом, поскольку на остальных изображены животные, а по цвету лишняя карточка
с лисой – лиса рыжая, а изображения на других карточках серые.
Выложите несколько
карточек, попросите ребенка их запомнить, затем перемешайте и предложите малышу
выложить те же карточки в том же порядке.
Выложите несколько
карточек, пусть ребенок внимательно на них посмотрит и запомнит. Затем
попросите его отвернуться и поменяйте что-нибудь. Можно поменять карточки
местами. Убрать или добавить карточку, или заменить одну. Ребенок должен
определить, что изменилось. Усложнять задания можно, увеличивая число карточек
или число изменений.
Вы можете придумывать
свои варианты игр с вагончиками!
Занимаясь с игрой, малыш
узнает много нового об окружающем мире, расширит свой словарный запас,
разовьется связная речь, внимание, память, усидчивость.
• Тик-так-Бумм - настольная экстремальная
играв слова. В неё может играть одновременно от 2 до 12 человек - при любом
количестве участников игра будет одинаково динамичной и напряжённой!Задача
игроков — за считанные секунды придумать слово, содержащее тот или иной набор
букв. При этом по кругу передается тикающая «бомба-игрушка». Зазевался — и
бомба взорвалась.Каждый из игроков должен стремиться, как можно быстрее назвать
слово, в котором есть буквосочетания, представленные на карточке. Если же игрок
не успевает назвать слово и "бомба взрывается у него в руках ", то
эта карточка остается у него. Победителем признается тот игрок, у которого в
конце игры окажется меньше всего карточек.
Перемешайте карточки и возьмите 13
карточек, остальные отложите в другую сторону. Самый младший из игроков бросает
кубик и начинает игру. Кубик показывает, как расположить буквы в слове.
Если на кубике выпало:
TICK - буквы, которые находятся на карточке, не могут
быть использованы в начале слова.
TICK - TACK - буквы, которые находятся на карточке,
должны быть использованы, по желанию в любом месте слова.
TICK - TACK .. BUMM - буквы, которые находятся на
карточке, не могут быть использованы в конце слова.
Нажмите на кнопку «START» и заведите бомбу, возьмите
верхнюю карточку из стопки. Игрок должен придумать слово и передать бомбу
другому игроку по часовой стрелке, чтобы тот также смог подобрать
соответствующее слово. Потом очередь переходит к другому игроку. Раунд
продолжается до тех пор, пока бомба не взорвется.
·
«Куча-мала» - знакомство с основными и дополнительными
цветами, классификация предметов, развитие внимания, наблюдательности,
зрительной и ассоциативной памяти, развитие речи, расширение словарного запаса.
Варианты игры:
ИГРА 1.«КОМАНДА»
В игре
участвуют 36 круглых карточек и кубик.
Все карточки раскладываются на столе картинками вверх. Каждый игрок по очереди
бросает кубик, определяет цвет выпавшей на нём кляксы и выбирает любую
карточку, на которой этот цвет присутствует. После набора 3-5 карточек каждого
игрока, ведущий объявляет остановку игры и предлагает объединить картинки по
группам: «мебель», «посуда»,«транспорт», «овощи» «фрукты», одежда».
Каждый игрок определяет, в какую группу войдут его карточки. Затем ведущий сам
или с помощью игроков пересчитывает количество карточек в каждой группе и
просит назвать победителя.
Эта
игра способствует развитию внимания, умению выявлять и правильно называть
цвета, отрабатывать навыки классификации и сравнения групп предметов.
ИГРА 2.«КТО ТУТ?
В игре
участвуют 36 круглых карточек и кубик.
Ведущий выкладывает на столе 6 круглых карточек. Затем накрывает каждую цветным
квадратом. Обязательно проговаривается каждый шаг. Например: «Самолёт мы
накрываем синим квадратом, потому что небо синее, редиска прячется под красным
квадратом, она тоже красная и т.д.». Такой способ запоминания необходим, чтобы
«привязать» образ предмета на картинке к цвету или просто постараться запомнить
её без подсказки. Когда все картинки накрыты, первый игрок бросает кубик,
определяет выпавший цвет и вспоминает, что лежит под квадратом такого же цвета.
Если картинка названа правильно, игрок забирает карточку. Следующие игроки
повторяют эти действия, а карточки под цветными квадратами меняются.
Более
сложный вариант игры – когда на место отгаданной карточки кладётся другая. В
этом случае игрокам приходится держать в памяти первые, «давние» картинки, что
требует опыта навыков запоминания. После нескольких туров игры по количеству
набранных карточек определяется победитель.
Эта
игра тренирует внимание, зрительную и ассоциативную память.
ИГРА
3.«ПАЛИТРЫ»
В игре
участвуют 36 круглых карточек и карточки с палитрами. Каждый игрок получает
одну или несколько карточек с изображением палитры. Ведущий показывает картинки
на круглых карточках, а играющие определяют, какими красками раскрашены
картинки. Тот игрок, у которого на палитре есть эти краски (возможно две из
трёх), забирает картинку и кладёт карточку на любое место своей палитры.
Выигрывает тот, кто правильно определил цвета и заполнил все свободные 4 места
на палитре.
Эта
игра развивает внимание, знакомит с основными и дополнительными цветами.
• «Шляпа»- командная интеллектуальная
игра.В игре участвуют две и более пар игроков. Каждая пара образует команду.
Количество игроков обязательно должно быть чётным.
Для игры требуется шляпа (отсюда
название игры) или любая другая непрозрачная ёмкость, а также карточки
(разрезанные или разорванные кусочки бумаги).
Перед началом игры каждый игрок должен
придумать шесть (или более, иногда менее) слов и написать их на карточках (по
одному на карточку), никому не показывая. Точное количество слов оговаривается
перед началом игры, все игроки должны написать одинаковое количество слов.
Слова должны быть нарицательными
существительными в основной форме того языка, на котором ведётся игра (для
русского языка — именительный падеж единственного числа). В некоторых
используют имена персонажей (реальных и выдуманных) — это делает игру сложнее и
интереснее.
Слова необходимо записывать разборчивым
почерком, лучше всего — крупными заглавными печатными буквами.
Когда все игроки придумали и записали
слова на карточках, все карточки складываются и помещаются в шляпу.
После этого игроки случайным образом
делятся на команды. Для этого удобно использовать игральные карты. Из колоды
достаются пары карт (красной и чёрной масти) одинакового достоинства, согласно
количеству игроков; перемешиваются и раздаются. Игроки, получившие карты
одинакового достоинства, образуют команду. Если под рукой нет карт, можно
написать номера команд на карточках и раздать их случайным образом.
Игровой процесс:
Участники рассаживаются в два ряда
лицом друг к другу, так, чтобы игроки одной команды сидели друг напротив друга.
Перед началом каждого тура, ведущий
засекает время (обычно, 20 или 30 секунд).
По команде ведущего (или, в его
отсутствие, игрока другой команды), игрок первой команды, сидящий справа в
своём ряду, достаёт из шляпы карточку со словом и пытается объяснить его
значение своему визави.
При объяснении не допускается:
Использование однокоренных слов (нельзя
объяснять слово «загон» при помощи слова «гнать»). Если загаданное слово
многокоренное, то в объяснении нельзя использовать ни один корень.
Использование прямых переводов слов или
их корней на другие языки (нельзя объяснять слово «столовая» при помощи слова
«table»)
Использование прямых переводов корней
иностранных слов (нельзя объяснять слово «либерал» при помощи слова «свобода»)
Использование жестов (в том числе —
указание на предметы)
Использование созвучных слов (нельзя
объяснить слово «кабак» при помощи слов «табак» или «кабан»).
Допускается и даже приветствуется
использование похожих по звучанию слов, синонимов, пространных объяснений,
метафор и прочих приёмов, не противоречащих вышеупомянутым правилам. При этом
слова, созвучные с загаданным, также необходимо объяснять, а не называть
напрямую.
Визави выдвигает версии того, какое
слово написано на карточке. Объяснения и версии должны проговариваться громко,
чтобы все игроки могли их слышать.
Если визави угадал написанное слово и
назначенного времени с начала тура ещё не прошло, то карточка переходит в
собственность играющей команды и игрок достаёт из шляпы следующую карточку.
Если угадано второе слово, то игрок достаёт третье, и так далее.
Если игрок при объяснении нарушил
правила, то карточка изымается из игры.
Тур заканчивается по истечении
назначенного времени или при изъятии карточки из-за нарушения правил.
Если по истечении назначенного времени
игрок так и не сумел объяснить очередное слово своему визави, то карточка
возвращается в шляпу.
После окончания тура шляпа переходит к
следующему по часовой стрелке игроку. Таким образом, шляпа ходит по кругу:
игроки, сидящие в первом ряду, передают шляпу от первой команды кпоследней, а
игроки, сидящие во втором ряду, — наоборот, от последней команды к первой.
Игра длится до тех пор, пока в шляпе не
останется карточек.
Побеждает команда, отгадавшая больше
всех слов (то есть та, у которой к концу игры осталось больше всех карточек).
• «Алиас»- настольная игра Alias или «Скажи
иначе» - веселая игра, в которой команды из двух человек соревнуются в
отгадывании слов. Это увлекательная игра, развивающая сообразительность и
смекалку.
Alias - игра абсолютно универсальная:
подойдет и детям, и их родителям любого возраста!
В игре «Alias» или «Скажи иначе» нужно
объяснить разгадываемые слова для членов вашей команды иными словами и
выражениями, используя, например, синонимы, антонимы, подсказки, звуки и т.д., главное
не использовать однокоренные слова. Игра ведётся командами на время: чем больше
слов сможет отгадать команда, тем больше очков она получит. В игре 400
карточек, на которых 3200 слов и словосочетаний для разгадывания.
Играть можно просто для удовольствия, а
можно и с пользой: дети смогут расширить свой словарный запас и улучшить устную
речь. Изучающие иностранный язык могут договориться и объяснять разгадываемые
слова на изучаемом языке – отличный и весёлый способ запомнить слова и снять
разговорный барьер. Количество игроков может быть сколько угодно большим!
|