Период
адаптации к школе занимает от 1 до 3 месяцев (до полугода). Весь уклад жизни
ребенка меняется.
Основные
проблемы:
–
смена режима сна и питания (детей, которые не ходят в сад, желательно готовить
к школьному режиму заранее, уже летом);
– смена
воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного
периода;
–
увеличение времени, проводимого без двигательной активности, сидя за столом,
непривычно высокий уровень шума, толчея на перемене;
–
смена стиля общения со взрослым: учитель не ориентирован на опеку, заботу и
защиту, ребенок может почувствовать себя одиноким;
–
необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете;
–
необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники
из портфеля и разложить их;
–
необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и
перемену; подчиняться правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно
контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции;
–
необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками;
–
увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Социально-психологическая
адаптация – процесс активного приспособления.
Существует
3 уровня адаптации
(вы можете проверить, как проходит адаптация вашего ребенка):
1. Высокий уровень
адаптации.
Ребенок
положительно относится к школе, предъявление требований воспринимает адекватно;
учебный материал усваивает легко; решает усложненные задачи, прилежен,
внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без
внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе
(всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и
добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2.
Средний
уровень адаптации.
Первоклассник
положительно относится к школе; ее посещение не вызывает отрицательных
переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и
наглядно, усваивает основное содержание учебной программы, самостоятельно решает
типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений,
указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда,
когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и делает домашнее
задание почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит
со многими одноклассниками.
3.
Низкий
уровень адаптации.
Первоклассник
отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье;
доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины,
объясняемый учебный материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с
учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не
проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный
контроль, систематическое напоминание и побуждения со стороны учителя и
родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для
отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная
помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет без особого
желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть
одноклассников.
Главная
причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного
воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал
переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом.
Бессознательное стремление к отчуждение, неприятие норм и правил любой общности
во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей,
воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где
родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Ребенок,
которого не принимают родители или один из них, наиболее значимый, плохо
адаптируется в школе, боится отметок и с трудом садится за уроки. Он принимает
себя, если с раннего детства живет в атмосфере принятия его взрослыми.
Семилетки
проходят этап психологической адаптации к школе легче, чем шестилетки. Статус
ученика требует от ребенка осознания и его специфической роли и позиции
учителя, определенной дистанции в отношениях, понимания условности этих
отношений. Многим шестилеткам это трудно понять. Это связано с возрастным
кризисом 7 лет. Ребенок попадает в сложную ситуацию: для него еще не потеряла
своей актуальности игровая деятельность, в то же время социум уже предъявляет к
нему новые требования, ставит перед необходимость присвоения соответствующих
младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей деятельностью
выступает учебная. А ребенок еще не доиграл. Бесполезно наказывать его,
требовать. От родителей требуется много терпения, доброжелательность. Можно
серьезно, «по-взрослому», объяснить правила поведения, можно посетовать на
огорчение, которое ребенок доставляет плохим поведением (выразить свои
чувства), можно поставить в пример товарищей, но обязательно делать это
наедине. |