МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

АДАПТАЦИЯ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА


      РОДИТЕЛЬСТВО   -  ВОТ СИЛА,                               

                        КОТОРАЯ  СДЕЛАЕТ  РЕБЕНКА  СЧАСТЛИВЫМ.

                                                                                                 А. С.   Макаренко.

 

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности.

Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Воспитание детей в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптации ребенка в социуме.

Замещающая семья -  не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание.

 

И так в семью вошел приемный ребенок и это серьезные испытания для всей семьи. И ребенок,  и его приемные родители адаптируются к новым условиям жизни.

В чем же  заключаются особенности адаптации приемной семьи?

Попадая в новые условия, приемный ребенок и его новые родители будут испытывать примерно одинаковое состояния, которое называется адаптацией – процессом привыкания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.

Для того чтобы понять процесс адаптации ребенка любого возраста, принятого из учреждения в семью, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место. Вас окружают незнакомые люди, и вы не знаете, что делать и как себя вести. Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и вы будете растеряны. Варианты поведения могут быть разные: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения.

 

Особенности адаптации приемной семьи к новым условиям жизни заключаются в  реальном понимании процесса привыкания друг к другу, а так же  необходимо время и наблюдательность. У разных людей и взрослых и детей адаптация проходит по-разному. Это зависит от индивидуальных особенностей личности, темперамента, черт характера, а так же моральных норм и жизненных ценностей. Период адаптации может длиться от одного года  до нескольких лет.

 

Прежде чем поговорить об общих закономерностях привыкания друг к другу, хотелось бы озвучить те иллюзии, которые возникают у приемных родителей в отношении приемных детей и их воспитания.

  1. Это некоторая эйфория, уверенность в том, что все получится и мы преодолеем трудности и препятствия.
  2. Уверенность в своих воспитательных способностях. Успешно воспитываю своих, и что смогу использовать эти способности на благо чужого ребенка.
  3. Создание тепла и любви в своей семье для чужого ребенка.

 

В  итоге: когда  иллюзии развеиваются, а реальная обстановка отличается от ожидаемой,  то большая часть приемных родителей выражает явное или неявное недовольство своей новой ролью и это мешает процессу привыкания приемных детей.

 

Для того, чтобы процесс  привыкания детей в приемной семье проходил успешно, необходимо учитывать общие закономерности адаптации. Выделяют три стадии адаптации или привыкание приемных детей и приемных родителей.

  1. Знакомство с домом, обстановкой и укладом жизни.
  2. Возврат в прошлое – регрессия, проверка родителей «на прочность». Установление первых детско-родительский отношений, привыкание членов семьи друг к другу – взаимная адаптация.
  3. Привыкание или медленное восстановление.

 

  Рассмотрим первую стадию  – «ЗНАКОМСТВО», которая является первой стадией привыкания или адаптации приемных детей в новой семье приемных  родителей. Ребенок знакомится с домом, окружением, изменением режима. Родителям хочется скорее обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения в семье и с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети могут сразу называть приемных родителей мамой и папой. Но это еще не значит, что они адаптировались и полюбили своих новых родителей и их членов семьи, - они только хотят полюбить своих новых родителей.(Это всего лишь опережающая привязанность родителей и детей друг к другу ).

В этот период ребенок может испытывать и радость и тревогу одновременно. Перед ребенком появляются новые люди, которых он не в состоянии сразу запомнить. Не удивляйтесь, если он будет спрашивать  много раз об одном и том же. «А что это?», «Как тебя зовут ?» - слишком много информации. (Это реакция на новизну или лишний раз  пообщаться и подтвердить, что это действительно его новые родители).

 В тоже время довольно часто совершенно неожиданно могут вспоминать своих биологических родителей, но  специально об этом спрашивать не надо.

 

Вторая стадия привыкания «ПРОВЕРКА РОДИТЕЛЕЙ НА «ПРОЧНОСТЬ» - является  установлением первых детско-родительских отношений, привыканием членов семьи друг к другу - взаимной адаптацией. Прошел «Медовый месяц» или «Знакомство» и начался период построения реальных детско-родительских отношений. Ребенок на первой стадии практически подчинялся беспрекословно, но вот новизна исчезла и ребенок пробует вести себя как прежде и присматривается, что родителям нравится, а что нет. Происходит ломка  сложившегося стереотипа поведения. На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как:

-         фиксация на чистоте или наоборот

-         чувство беспомощности или зависимости

-         повышенная чувствительность ,озабоченность здоровьем, преувеличенные жалобы

-         отказ от всего нового

-         необъяснимые припадки злобы или плача

-         признаки усталости или тревоги, и т.п.

 На этой стадии адаптации возникают психологические барьеры - несовместимость  черт характера и темпераментов, привычек родителей и привычек детей.

У детей, воспитывающихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, подарков, игр и т.д. Взрослые же ,занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляя наедине с самим  собой (…иди поиграй, займись чем-нибудь….) Либо чрезмерно опекают, контролируя каждый шаг. У взрослых  не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно.

Особенно ярко в этот период проявляется отсутствие знаний об особенностях возраста, неумение устанавливать контакт, доверительные отношения и неумение выбирать нужный стиль общения.

Стиль общения, который не способствует адаптации приемного ребенка в семье:

-         разница во взглядах членов семьи на воспитание

-         свой жизненный опыт (как их воспитывали)

-         авторитарная педагогика

-         заниженные или завышенные требования

-         исправление  врожденных недостатков

-         преуменьшение достоинств ребенка и сравнение с другими не в его пользу

-         отсутствие чуткого реагирования на малейшие достижения

-         псевдорегресс ( требования, капризы не по возрасту)возврат вредных привычек

-         страхи возврата обратно в детский дом или потеря приемных родителей

-         изменения поведения (ребенок ищет линию  поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей и этот поиск не всегда удачен )

Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, начинает драться с родителями или с братом, сестрой ( если они есть ), делает назло то, что не нравится им.

 

Третья стадия « ПРИВЫКАНИЕ», или « МЕДЛЕННОЕ  ВОССТАНОВЛЕНИЕ».

Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях:

1.      Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.

Становление адекватного поведения у ребенка:

-          общается со сверстниками;

-          исчезает напряжение, он начинает обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми;

-          привыкает к правилам поведения в семье и активно участвует во всех делах семьи

-         без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни;

-         чувствует себя свободно, становится более самостоятельным;

-         расторможенные становятся более сдержанными, а зажатые – более открытыми;

Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим их в свою семью.

 

2.      Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности ( агрессивность, замкнутость,  мстительность, упрямство и др.) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). Детско-родительские отношения не установлены, взаимная адаптация не произошла.

Как  можно понять, что приемный ребенок адаптировался в новой семье:

-         возникает привязанность к новым родителям и ответные чувства  (чувствует хорошее отношение к себе  и отвечает взаимностью);

-         без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы;

-         сам отмечает происходящие с ним изменения, вспоминает свое плохое поведение (если оно было) сочувствует и сопереживает родителям;

-         если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

 

 

Важно, чтобы процесс адаптации последовательно прошёл через все стадии, нельзя форсировать переход на новую стадию, не завершив предыдущую.