Учебно-тематическая программа Школы приемных родителей
№ п/п |
Тема |
План занятия |
Количество часов |
Специалисты, ведущие занятия |
|||
всего |
в том числе |
||||||
лекции |
тренинги |
индивидуальное консультирование |
|||||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
Ознакомление граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской федерации формах с особенностями организации обучения по данной программе, в том числе с содержательными блоками, целями программы, приемами, используемыми в процессе обучения, критериями оценки, требованиями, условиями получения индивидуальных консультаций.
Ознакомление с расписанием и режимом работы учебных групп и учреждением, организующим сопровождение замещающих семей.
Ознакомление с перечнем услуг, предоставляемых организацией, на которую возложены полномочия по подготовке граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи (далее – организация).
Предоставление методических пособий и памяток, необходимых и желательных для дальнейшего обучения; условия пользования представленными материалами, ознакомление с рекомендуемой литературы.
Знакомство лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с группой
Структурированное интервью на тему: "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей". Проводится по завершении изучения темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители. В ходе интервью выясняются мотивы, пожелания и ресурсы семьи (материальные, социальные и психологические условия в семье, которые способствуют воспитанию ребенка). |
6 |
2 |
2 |
2 |
психолог
юрист
социальный педагог
медицинский работник
руководитель центра |
2 |
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители |
Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Понятие обучающе-психологического тренинга и приемы, используемые в процессе его проведения, понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга.
Содержание, особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи. |
4 |
2 |
2 |
|
психолог
социальный педагог |
3 |
Особенности развития ребенка (периодизация нормального развития ребенка) |
Психическое развитие ребенка в соответствии с периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка.
Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка. |
10 |
2 |
8 |
|
психолог
социальный педагог
медицинский работник |
4 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). |
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка.
Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). |
6 |
2 |
4 |
|
психолог
социальный педагог |
5 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий приемных семей.
Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации.
Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода.
Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье.
Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью
Прогнозирование таких изменений. |
6 |
1 |
5 |
|
психолог
социальный педагог |
6 |
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. |
Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью.
Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги.
Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции. |
1 |
|
1 |
|
социальный педагог
психолог |
7 |
Реальные и мнимые преимущества и сложности тайны усыновления. |
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.
Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления.
Как сказать ребенку, что он приемный. |
1 |
|
1 |
|
социальный педагог
психолог |
8 |
Завершение воспитания ребенка в приемной семье |
Отношение приемной семьи к биологическим родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (биологические родители и кровные родственники, организация, оказывающая медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, приемная семья). «Прощание» с ребенком (передача ребенка в другую семью, возврат биологическим родителям, достижение ребенком совершеннолетия и пр.). |
2 |
1 |
1 |
|
социальный педагог
психолог |
9 |
Особенности развития ребенка, утратившего родительское попечение |
самоконтроль |
0,5 |
|
|
|
социальный педагог |
10 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.
Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка.
Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций.
Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций. |
7 |
1 |
6 |
|
социальный педагог
психолог |
11 |
Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Родительские и профессиональные роли приемной семьи |
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители
Семейная история и ее обсуждение.
Построение семейной генограммы.
Обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители.
«Система поддержки» и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в приемные родители.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Самооценка кандидатов в приемные родители.
Составление Карты семьи.
Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в приемные родители в процессе воспитания ребенка. |
7 |
1 |
6 |
|
социальный педагог
психолог |
12 |
Мотивация замещающих родителей; родительские и профессиональные роли замещающей семьи; процесс подбора семьи и ребенка |
самоконтроль |
0,5 |
|
|
0,5 |
социальный педагог |
13 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство).
Формы опеки (возмездная и безвозмездная).
Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в приемные родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в приемные родители.
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций по подготовке приемный семей.
Права и обязанности кандидатов в приемные родители.
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организациями для детей, оставшихся без попечения родителей.
Посещение организации для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
Возмездные виды опеки (попечительства), в том числе приемная и патронатная семья, их различия. Права приемного родителя, патронатного воспитателя, порядок заключения договора.
Материальное обеспечение приемной и патронатной семьи, льготы. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка.
Подготовка и подача заявления в суд.
Тайна усыновления.
Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Перечень документов, передаваемых приемной семье организацией для детей-сирот, органом опеки и попечительства.
Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье.
Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность приемных родителей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей – ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством. |
5 |
5 |
|
|
юрист
социальный педагог |
14 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей) (далее – сопровождающая организация), после устройства ребенка. Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с организациями, предоставляющими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь приемным родителям.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой. |
2 |
1 |
1 |
|
юрист
социальный педагог
сотрудник опеки |
15 |
Нормативно-правовой аспект подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
самоконтроль |
0,5 |
|
|
0,5 |
социальный педагог |
16 |
Обеспечение безопасной среды для воспитания ребенка в семье и за ее пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка по неосторожности. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в т.ч. в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. |
5 |
2 |
3 |
|
психолог
медицинский работник
социальный педагог |
17 |
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка |
Медицинская карта ребёнка.
Характеристика диагнозов.
Вакцинация и календарь профилактических прививок.
Больной ребенок и уход за ним.
Закаливание в детском возрасте.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни. |
1 |
|
1 |
|
медицинский работник
социальный педагог |
18 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития.
Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.
Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений.
«Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
|
6 |
2 |
4 |
|
социальный педагог
психолог
медицинский работник
|
19 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка
|
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка.
Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка.
Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности
Защита ребенка от сексуального насилия. |
4 |
2 |
2 |
|
медицинский работник
психолог
социальный педагог |
20 |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка |
Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребенка.
Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты. |
5 |
2 |
3 |
|
медицинский работник
юрист
социальный педагог
психолог |
21 |
Медико-социальный аспект воспитания приемного ребенка в замещающей семье |
самоконтроль |
0,5 |
|
|
0,5 |
социальный педагог |
22 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью. |
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Совместное составление итогового заключения о готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. |
0,5 |
|
|
0,5 |
психолог
социальный педагог
руководитель центра |
13 |
Итоговая аттестация |
|
0,5 |
|
|
0,5 |
психолог
социальный педагог
руководитель центра |
14 |
Всего |
|
80,5 |
26 |
50 |
4,5 |
|