МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Педагогу-психологу

Мастер-класс для педагогов

Региональный семинар "Особенности и потребности современного ребенка"

Круглый стол  « К школе  готов!»

разработан: педагогом-психологом МБДОУ

ЦРР №4"Сказка" Балашовой Л.С.;

педагогом-психологом МБДОУ

 №3 "Незабудка" Егоровой И.В.

 

                                     Быть готовым к школе - не значит уметь

          читать, писать и считать.

                     Быть готовым к школе - значит

                               быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

 

 

Задачи:

1.     Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;

2.     Выделить направления сопровождения ребенка;

3.     Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.

Материал: экран, ноутбук для презентации, плакат « Дерево», листья к плакату, стикеры, раздаточные карточки с ситуациями.

 

План занятия:

 

1.     Знакомство с участниками « круглого стола»

·        Игра в кругу «Передай мяч соседу и назови свое имя и место работы».

·        Упражнение – игра на сплочение, внимание « Поменяются местами  те, кто…»

Игра проводится в кругу. Один стул убирается. Водящий произносит: «Поменяются местами те, кто...(имеет кольца, пуговицы, заколки; в джинсах, юбках, сапогах; чистил зубы утром, любит брюнетов и т.д.)

Участникам в соответствии с указанными признаками надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел занять освободившееся место, занимает место ведущего и игра начинается снова.

 

2.     Вступительное слово.

 Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

На данном семинаре мы постараемся все вместе выработать структуру психолого-педагогического сопровождения будущего первоклассника.

3.     Работа за столами подгруппами. Составить «портрет идеального первоклассника». Зачитываются варианты ответов.

4.      Родители будущих первоклассников, воспитатели, учителя начальных классов заполняли анкеты, в которых нужно было проранжировать  степень значимости качества будущего первоклассника. Знакомство с результатами ответов. 

Что же  это такое « готовность к школе?»

5. Определение понятий.

Давайте разобьемся на две группы и постараемся сформулировать понятие «готовность ребенка к школе»

Работа в группах

Итак, готовность к школе - это…..

Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

Готовность к школе – это совокупность  определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в обучении.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

6. Особенности работы педагогов с современным дошкольниками.

Как уже отмечалось в докладе С.М. Дмитриевой, ребенок стал другим. Сегодня изменились как требования общества, предъявляемые к ребенку, так и изменились сами дети. У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как :

         Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

Только до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.

Дети, имеющие несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе высокого риска и составляют от 5 до 7%. Большинство будущих первоклассников имеют средний уровень сформированности перечисленных функций. У 35% отмечены трудности организации деятельности - непонимание инструкции, неумение работать по плану и контролировать правильность выполнения работы, проверять, находить и исправлять ошибки.  Крайне низкий уровень действий, где требуется внутреннее удержание правил и оперирование в плане образов. Трудности зрительно – пространственного восприятия наблюдаются у 30% детей, что согласуется с данными РАО. Эти сложности являются предвестниками сложностей в обучении навыкам письма и чтения. Значительное число детей (до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка  в семье и детском саду.

         Недоразвитие мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности (из-за снижения уровня развития сюжетно-ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов,  определяющих готовность ребенка к обучению.

         Снижение уровня детской любознательности и воображения.

         Разрушение детской субкультуры, дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.

Пространство, в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для детей и партнерами по игре и няньками.

Формируется тип личности не деятеля, а пассивного созерцателя.

         Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди дошкольников не более 15% детей можно назвать здоровыми (20 лет назад их было 23%), 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, примерно столько же страдают разными неврозами.

В отличие от 60-х годов, когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов физического созревания детей, уже с 90-х годов учеными-медиками зафиксирован обратный процесс-процесс децелерации, замедления темпов роста и физического развития.

 

Также произошли изменения в отношениях детей и родителей:

          Снижение родительской мотивации (хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать).

         Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию семей неполных. Прогнозируется увеличение доли таких семей до 40%.

Все это требует смещения акцентов в работе. Педагогам нужно учиться работать с такими детьми.

Изменилось также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками взрослые, родители устраивают предшкольный бум.

Проведенный опрос родителей детей от года до трех лет, посещающих ясли, показал, что 67,6% родителей ожидают от детского дошкольного учреждения главным образом интеллектуального развития  своих малышей, которым в первую очередь необходимо овладеть навыками самообслуживания и общения с детьми и взрослыми.

Вот оно, главное противоречие сегодняшнего воспитания: родители строят "светлое будущее", а ребенок хочет (и вправе) получать удовольствие от сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий.

Возникает замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям. Педагогам необходимо учиться работать с такими родителями, заставлять задумываться, какова цена усиленной интеллектуальной подготовки к школе, разъяснять им критерии готовности детей к обучению. И чем больше будет "здоровых" родителей, для которых главное - счастье ребенка сегодня, которые будут иметь научные знания о готовности к школе, тем меньшим ажиотажем будет сопровождаться период подготовки к школе и меньше проблем будет у детей в самой школе.

Мы должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены.

Готовность к школе - это не "программа", которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в детском саду, в семье и в других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через "участие в жизни".

 

7. Вспомним, основные компоненты «готовности к школе».  Работа с плакатом « Дерево»

 

Мотивационный компонент Интеллектуальный компонент Эмоционально - волевой компонент Коммуникативный компонент

 

 

8. Работа в группах

 

Сформулируем определение каждого из компонентов.

 

Резюме: итак

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно- образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент - умение ребенка действовать в соответствии с образцом  и  осуществлять  контроль  путем  сопоставления  с  ним  как  с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент наличие произвольно-контекстного

общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

 

9. Упражнение « Мозговой штурм»

Какими методами можно помочь в развитии этих компонентов? У педагогов – практиков есть свои интересные наработки.  С помощью

 « мозгового штурма» мы постараемся придумать варианты работы по каждому из компонентов и в виде листочков прикрепить на наше дерево (зачитываются варианты решений).

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.

Самый главный показатель готовности к школе у Безруких М.М.  (а это подтверждают и физиологические исследования, и анализ анкет учителей начальных классов) – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что – то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только  ее часть, он пока не умеет воспринимать инструкцию.  Маленький ребенок  исходно чрезвычайно любознателен, у него  огромная познавательная потребность, он  хочет все знать, думать. Значит,  взрослые должны построить занятия так, чтобы заинтересовать детей.

Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу и  умеет исправить то, что он сделал неправильно. Еще один важный показатель – умеет ли ребенок принимать помощь и  попросить помощь. Всему этому его надо учить. С ребенком надо работать.

 Может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, нужно больше времени уделять занятиям школьного типа, и не тратить времени на несерьезные занятия: игру, конструирование, лепку, прогулки. Хотя возможности 6 –леток в усвоении знаний велики, но они потребуют огромных психических и физических сил. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым ошибкам. Поэтому игра, как главное отличие дошкольника от школьника, позволяет формировать все компоненты готовности к школе.

  Велика роль и учебной деятельности, где приобретаются зачатки специальных учебных навыков.

 

10.РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ.   Участникам  раздаются карточки с  ситуациями, которые встречаются при подготовке ребенка к обучению в школе.  Упражнение проводится в форме дискуссии за  «круглым» столом.

 

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
 Какой компонент  готовности не сформирован у Саши. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что можно посоветовать родителям?

 

Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять?


 

Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться,  работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой.

 Какой компонент готовности не сформирован?  Что можно посоветовать родителям?

 

 

Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:
"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда" «,В школе программа трудная"


.Ситуация.   Отец часто озадачивают ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую  - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.

 Какие качества разовьются у ребенка?  

 

Ситуация.   Пятилетнего Гришу «зачитывают»  все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:  - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Оправданы  и полезны ли такие занятия с ребенком?

 

 

Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а  какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная.  Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.

 

11. Интерактивная игра « Связывающая нить». Участник, которому  передали клубочек ниток,   делится впечатлениями о занятии и, обмотав  нитью  свой палец, передает клубок следующему участнику.

 

 

Литература:

 

1.     Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться.

a.     М.,  Астрель. 2003г.

2.     Бережнова О.В. Работа с семьей при подготовке детей к школе.

a.     Санкт – Петербург, 2011г.

3.     Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., Н.П.О. 

4.     Образование. 1996г.

5.     В. К. Загвоздкин  Готовность к школе и эмоциональный интеллект.  

Москва. Чистые пруды. 2008г.

6.     Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991г.

7.     Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Москва. УЦ Перспектива. 2012г.

8.     Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника.- Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

9.     Нижегородцева Н.В Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе.  Москва. Владос. 2001г.  

10.  Оганесян Н.Т. Методы активного социально – психологического обучения. Москва. Ось – 89.2002г.  

11.  Кирсанова В.Г. Лекции в ПАПО, 2011год


Категория: Педагогу-психологу | Добавил: zhavoronka (05.03.2013)
Просмотров: 7553 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 MoSkits  
Бepемeнноcть – не болезнь, но осoбое сoстояниe женского oрганизма и психики. Сегодня не работают coвeты бабушек, они не знали cтреcсов и бешeного темпа coвремeнной жизни. Решиться нa рeбёнкa, вынoсить, родить здорового малыша для cовpеменной женщины уже подвиг.
Нa помoщь пpиxодят последние paзpабoтки медицины, опыт мнoгодетныx мaм нoвoго поколeния. Вcё, чтo вы хотели знать о рoдах и беременнocти в однoм месте: рекoмeндации акушеpов, рeйтинги клиник, подводные кaмни каждoго тримеcтра и пpосто интересныe новocти из жизни будущиx «звёздных» мам.
http://mamatam.ru/obektivno-o-kesarevom-sechenii-za-i-protiv - http://mamatam.ru/obektivno-o-kesarevom-sechenii-za-i-protiv

Имя *:
Email *:
Код *: