МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Педагогу-психологу

«Психологическое сопровождение ФГОС через внеурочную деятельность».

 

Тема доклада:

«Психологическое сопровождение ФГОС

через внеурочную деятельность».

 

 

Педагог - психолог:

Зубкова Наталья Федоровна.

 

 

Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательной организации имеет целью повышение эффективности образовательной деятельности в школе средствами психологической науки и практики.

В условиях внедрения ФГОС приоритетным становится целостная, системно организованная деятельность по психолого-педагогическое сопровождению Стандартов, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она стала обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. Тем не менее, воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности.

 Одно из приоритетных направлений развития МОУ «Данковская СОШ»  является психологическое направление. Поэтому при организации внеурочной деятельности, нашим образовательным учреждением использовался 15–летний опыт работы, как школьных объединений дополнительного образования «Мой мир», «Тропинка к своему «Я», научного психологического общества так и объединений, работавших на базе школы от МОУ ДОД «Центр внешкольной работы».  100% востребованность курса психологии обучающимися и родителями позволили учесть их мнение при организации системы внеурочной работы в образовательной организации

В 2015-2016 учебном году в  МОУ «Данковская СОШ»  по Стандартам будут обучаться дети с 1 по 6 класс. Занятия ведутся как минимум 1 час в неделю, в этом учебном году  66 часов в год в 1-классе, по 34 часа во 2-4 классы, 35 часов в 5,6 классах.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Мы считаем, что внеурочная деятельность психологической направленности в нашей образовательной организации, относится к общекультурному направлению, поскольку мы придерживаемся точки зрения авторского коллектива под руководством И.В. Дубровиной которые считают, что цель изучение психологии в школе - «приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры».

Внеурочная деятельность психологической направленности позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  • создавать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка, в том числе одаренных и детей с особыми возможностями здоровья;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • создавать условия для формирования ценностно – смысловой сферы личности обучающихся.

Педагог - психолог, осуществляющий работу как педагог дополнительного образования, имеет возможность выбора разработанных и апробированных авторских программ психологической направленности:

1. Начальное общее образование (9 программ)

1 - 4 класс. Тропинка к своему «Я». Хухлаева О.В. (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). –М.: «Генезис», 2014.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

1 - 4 класс. Уроки психологии. В.Н. Карандашева, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой. (Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011)

1 - 4 класс. Приглашение в мир общения. Пилипко Н.В. (Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – М.: УЦ «Перспектива», 2001.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

1 - 4 класс. Уроки психологического развития в начальной школе Н.П. Локалова (Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – М.: «Ось-89», 2008.)

1 - 4 класс. Жизненные навыки. С. В.Кривцовой. ( Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

1 - 4 класс. Психологическая азбука Т.А . Аржакаева., И.В. Вачков,  А.Х. Попова (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2014.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

1 - 4 класс. Школьный старт (1класс), Учимся учиться и действовать (2-4 классы). М.И. Битянова (Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под редакцией М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Литература», 2011)3 - 4 класс. Я учусь учиться. Князева Т.Н. (Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2010.)

3 - 4 класс. Психология. И.В. Дубровиной (Преподавание психологии в школе. 3-11-й класс: Учеб.-метод. Пособие/под ред. И.В. Дубровиной.  – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.)

2. Основное общее образование (5 программ)

5 класс «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик. (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.)

5-6 классы. Уроки психологического развития в средней школе. Н.П. Локалова. (Н.П. Локалова. «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)». Мышление, логика, память, эмоции. – М.: Издательство «Ось»  1989.

5 - 6 класс. Жизненные навыки. С.В.Кривцовой. (Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 класс. /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.)

5 - 8 класс. Тропинка к своему «Я» Хухлаева О.В. (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе (5 – 6). –М.: «Генезис», 2014.)

5 - 9 класс. Психология. И.В. Дубровина (Преподавание психологии в школе. 3-11-й класс: Учеб.-метод. Пособие/под ред. И.В. Дубровиной.  – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.).

      Цель курса психологических занятий в 1-4 классах  в объединении «Тропинка к своему «Я» - повышение психологической культуры младших школьников, формирование установки на преодоление школьных трудностей, сохранение психологического здоровья младших школьников.

Задачи:

  1. Оказывать психологическую помощь в адаптации детей к обучению в школе;
  2. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.
  3. Учить детей методам и приемам познания себя, умению распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
  5. Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
  6. Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
  7. Создавать условия для развития социальных и коммуникативных компетентностей.

Цели курса психологических занятий в 5-6 классах  в объединениях «Первый раз в 5 класс» (5 класс) и «Тропинка к своему «Я»  (6 класс) - приобщение обучающихся к психологической культуре; повышение социально-психологической компетентности обучающихся, формирование активной социальной позиции.

• создать условия для формирования у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности, устойчивой учебной мотивации;

• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

• повысить уровень психологической готовности к обучению, сформировать учебные навыки;

• коллективно выработать нормы и правила жизни класса во вновь созданном коллективе;

• способствовать формированию адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

• создавать условия для повышение социально-психологической компетентности обучающихся.

Занятия проходят в специально оборудованном кабинете психологии, оснащенном компьютерной техникой, интерактивной доской, мультимедийным проектором, мягкой мебелью, с ковровым половым покрытием.  Это позволяет избежать традиционного проведения уроков за школьными партами, дать возможность детям сменить обстановку, отдохнуть после уроков, подвигаться. Цветовое решение кабинета способствует отдыху и расслаблению детей в процессе проведения занятий.

Психологам хорошо известно, что наибольшая эффективность в групповых формах работы достигается при наполняемости группы от 10 до 16 человек. К сожалению, в последнее время психологические занятия проводятся в группах от 18 до 28 человек.

Это создает серьезные трудности при проведении занятий и требует от педагога опыта, высокого профессионализма, применения инновационных технологий, серьезной подготовки к занятию (продумывание всех этапов, отбор эффективных технологий, видов упражнений) и максимальной концентрации педагога во время проведения занятий.

Как показала практика, особую эффективность в решении этих проблем имеют  интерактивные технологии обучения, одной из форм которых является социально - психологический тренинг и использование его элементов, позволяющих сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Особенно нравятся детям занятия где применяется технология «Большая психологическая игра» (М.И. Битянова): «Королевство», «Острова», «Необычный аквариум», «В поисках спокойствия» и др.

Необходимо отдельно отметить  высокую эффективность использования арт-терапевтических методов, построенных на применении разных видов искусства,  к которым относятся задания с использованием терапевтических метафор - сказок, притч, музыки (музыкальные переменки, физкультминутки с музыкальным фоном, подвижные игры с музыкальным сопровождение), рисования, аппликаций, фотографий, кинофильмов и мультфильмов.

Проведение внеурочных диагностических занятий дают возможность получить своевременную и достоверную информации об индивидуально-психологических особенностях обучающихся, выявить возможности, интересы, способности и склонности детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии.

Таким образом, психологическое сопровождение участников образовательного процесса, в том числе и через внеурочную деятельность, является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, позволяющим не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. Работа педагога-психолога является одним звеном этой системы.

Литература.

  1. Преподавание психологии, 3-11-й классы: Учеб.- метод. пособие/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2010
  2. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014.

 

Категория: Педагогу-психологу | Добавил: Снежная_кошка (07.09.2015)
Просмотров: 2218 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Покупай качественные Дженерики
Виагры, Левитры, Сиалиса от известной Фармацевтической компании Доктор Дик
по очень низким ценам, в Аптеках России вы не найдете таких низких цен!

http://www.dgeneriki.ru

Имя *:
Email *:
Код *: