МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Педагогу-психологу

«Влияние домашнего насилия на психическое здоровье детей и их социальную успешность»
 

«Влияние домашнего насилия на психическое здоровье детей и их социальную успешность»

 

 

                                                                       Подготовила: педагог-психолог МОУ «ЦПМСС»

Лукина М.Ю.

 

 

Домашнее насилие

 

Идеал семейной жизни - это любовь, теплота отношений и взаимное уважение. Однако в реальности в семьях наблюдается многообразные формы агрессии. Физическое, сексуальное и эмоциональное насилие над детьми, агрессия по отношению к братьям/сестрам, супружеское насилие, насилие и пренебрежительное отношение применительно к пожилым признаются серьезными социальными проблемами.

Насилие над детьми – одна из самых страшных тем для обсуждения. Кажется, на такое насилие способны только садисты, маньяки или извращенцы. Но настоящая правда куда ужаснее – каждый из нас, за очень редким исключением, совершал насилие над ребёнком. Своим или чужим.

Бесспорно, дети - сама незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Между тем, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия.

Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, показали, что насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос "За что бьют детей в знакомых вам семьях, респонденты назвали следующие причины: за провинности - 26%; срывая раздражение - 29%; когда в доме беда - 20%; когда не могут справиться с ними другим способом - 19%; потому что их не любят - 5%; это делают психически неуравновешенные - 14%; это делают пьяницы, алкоголики - 29%.

Давайте заглянем этой страшной правде в глаза. Узнаем, что же такое насилие. Потому что, зная это, мы сможем не  допустить проявления жестокости и агрессии по отношению к ребёнку. Будь агрессором посторонний ребёнку человек, его семья или школьный коллектив.

Итак, что же такое насилие? Насилие – это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Существуют различные виды насилия. Их можно подразделить на:

- физическое,

- психическое насилие,

- отсутствие заботы,

- насилие сексуального характера.

Все мы достаточно ясно представляем себе, что такое насилие физическое. По сути – это действия со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения. Здесь мы подразумеваем всяческое применение силы к ребёнку, из-за которого его жизни и здоровью может  быть нанесён ущерб.

Немного сложнее с насилием психологическим. Под таковым может подразумеваться  однократное или хроническое воздействие на ребёнка. Враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

К категории психологического насилия можно отнести обвинения, брань и крики в отношении ребёнка; принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребёнка; длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребёнка  насилия по отношению к супругу и другим детям и даже причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка.

Отсутствие заботы о детях – это невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании и присмотре. Сколько раз мы видели, к чему приводит такое обращение с детьми. Как из-за недостаточного питания, антисанитарии в доме, нежелания родителей вовремя отвести малыша к врачу, ребёнок потом оказывался в больнице  с тяжёлым диагнозом. А ведь этой болезни можно было просто не допустить.

И, наконец, поговорим о насилии сексуального характера. Им считается    вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Очень часто дети не рассказывают о том, что с ними происходит, из-за того, что боятся потерять своих родителей, семью, дом. Они боятся, что им не поверят или обвинят в произошедшем. Поэтому очень важно выслушать ребенка спокойно, поверить ему и постараться помочь решить проблему.

Педагогам нужно зорко следить за тем, нет ли у наших детей признаков того, что они подвергались или подвергаются насилию. К примеру, о том, что имеет место насилие физическое, может говорить ряд физических, поведенческих и психологических индикаторов. Под влиянием физического насилия у ребёнка проявляются такие изменения в поведении и психологической картине личности, как: задержка развития и малоподвижность; агрессия и тревожность; необычайная стеснительность и отсутствие любопытства, на фоне которых происходят попытки избежать общения со сверстниками, боязнь взрослых и стремление играть с детьми только младше по возрасту; проявляется боязнь физического контакта; ребёнок боится идти домой, а также проявляет тревогу, когда плачут другие дети, появляются тики, раскачивание, сосание пальцев.

Невооружённым взглядом при этом можно увидеть на теле ребёнка раны и синяки разные по времени возникновения и в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно) непонятного происхождения и имеющие особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута). Или ожоги различной топографии (чаще всего появляются на стопах, кистях рук, груди, голове). Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр.

На теле ребёнка можно обнаружить также укусы. Следует знать, что следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму. Для них типично наличие кровоподтёков.

Существует и так называемый «Синдром тряски ребёнка». Он возникает, когда взрослый, схватив ребёнка за плечи, сильно трясёт его взад и вперёд. При этом сила воздействия на кровеносные сосуды головного мозга ребёнка такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга. У ребёнка при этом наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания. Одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие форму пальцев.

Признаками психического насилия могут стать задержка в физическом и речевом развитии, задержка роста. Импульсивность, взрывчатость ребёнка вкупе с такими вредными привычками, как сосание пальцев, вырывание волос, частое состояние злости. Потеря смысла жизни, цели в жизни.

Бывает, ребёнок становится излишне уступчивым и податливым. Его мучают ночные кошмары. Сон у ребёнка нарушен. Он боится темноты, людей, их гнева. Ребёнка преследуют депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность и заторможенность.

Вывод о том, что взрослые пренебрегают основными нуждами ребёнка можно сделать в тех случаях, если ребёнок не растёт, не набирает необходимого веса или теряет вес. Нам, педагогам, также зачастую становятся известны факты того, что ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и жилища. Явным признаком является запущенное состояние здоровья ребёнка (например, педикулёз и дистрофия).

Также должно наводить на определённые подозрения и то, что ребёнок не ходит в школу, прогуливает занятия или, наоборот, приходит на уроки слишком рано и уходит из школы слишком поздно. Если он быстро устаёт, апатичен и имеет отклонения в поведении.

Существуют и определённые признаки того, что несовершеннолетний подвергается насилию сексуального характера. Обычно ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или
необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;может жаловаться на зуд, воспаление и боль в области гениталий; на физическое нездоровье; девочка может забеременеть; ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем.

Но что, же делать, если эти страшные признаки были замечены? Что необходимо сделать, если вы подозреваете, что ваш ученик или ваш ребёнок стал жертвой насилия?

В первую очередь необходимо доложить о подобных фактах администрации школы, которая, в свою очередь, будет решать вопрос о направлении информации в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение с детьми и в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрании ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.

Законом предусмотрено несколько видов ответственности за насилие над несовершеннолетними. Это и административная, и уголовная, и гражданско-правовая ответственность.

Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке.

1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

2. Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

4. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Таким образом, дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.

Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории.

Социологический подход ссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматическое расстройство.

С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком - следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации.

Социально-психологический подход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.

Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.

Следовательно, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителя и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

Накоплен достаточный материал для того, чтобы сделать некоторые общие выводы относительно родителей, плохо обращающихся с детьми.

Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей.

 

Административная ответственность

В соответствии со ст. 5.35 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях, неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статьей, предусматривающих ответственность лиц за различные виды физического и сексуального насилия над детьми, а также  ряд статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Перечень статей УК: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

-  лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ),

- ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ),

- отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.

  1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
  2. Попытайтесь оставаться спокойными.
  3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.
  4. Успокойте и поддержите ребенка словами.
    • «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
    • «Я тебе верю».
    • «Ты в этом не виноват».
    • «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
    • «Мне жаль, что с тобой это случилось».
    • «Мне надо поговорить о том, что случилось с ...(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
  6. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  7. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

Если ребенок говорит об этом в классе.

  1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему.
  2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.

Если в вашем классе есть ребёнок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:

  1. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
  2. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.
  3. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.
  4. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.
  5. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.
  6. Вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.
  7. Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.
  8. Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты и должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Не забывайте, от каждого из нас зависит предупреждение насилия над детьми. От нашего внимания, неравнодушия и компетентности.

 

Список литературы

 

1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. // Социс, 2003 № 4. С.78 - 85.

2. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств. // Вопросы психологии, 1998 № 6. С.65-75.

3. Кобута М.А. Насилие в семье: это необходимо знать для его выявления и предотвращения. - Ярославль. 2006 г.

 

Категория: Педагогу-психологу | Добавил: Снежная_кошка (07.09.2015)
Просмотров: 385 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: