МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Статьи

«Игротерапия в коррекционной работе с младшими школьниками». Учитель-логопед МОУ ЦПМСС Вербенко М. Б

«Игротерапия в коррекционной работе с младшими школьниками».

Учитель-логопед МОУ ЦПМСС Вербенко М. Б.

 

Необходимость использования игровых технологий в коррекционной работе с младшими школьниками очевидна, так как именно в начальной школе происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что может отрицательно сказаться на эмоционально-психологическом состоянии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является  дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой организации. Именно она позволяет «размыть» грань между игрой и учебой, сделать смену ведущих видов деятельности менее  ощутимой для ребенка.

 

Игры классифицируются по дидактическим задачам (коррекционным целям):

При коррекции дислексических и дисграфических нарушениях:

 

- деление слов на слоги определение места ударения в слове. («Последний слог в слове», «Цепочка слогов»);

-выделение и распознавание звуков. («Котик-озорник», «Собери слово», «Сломанная лестница»);

-распознавание графического облика букв и соотнесение их с соответствующими буквами. («Полубуковка», «Как из одной буквы сделать другую», «Помоги слову найти последнюю букву»);

-чтение двухбуквенных прямых открытых слогов. («Кто больше», «Пирамиды», «Почтальон». «Найди лишнее слово»);

-чтение слов и предложений.

 

Развивающая направленность дидактических игр:

Расширение поля зрения;

Организация коллективного взаимодействия.

 

Расширение поля зрения - способность воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения. Необходима целенаправленная работа по развитию зрительного восприятия с тем, чтобы дети мгновенно распознавали графический облик слогов и слов. Игры «Не зевай», «Буквенные пирамиды».

Организация коллективного взаимодействия:

Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Как наиболее простую и доступную для первоклассников необходимо отметить работу в парах. В парной игре учащимся обеспечивается состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора. Конфликтные ситуации во время групповой работы ярко демонстрируют стиль поведения учащихся, отрицательные стороны во взаимоотношениях первоклассников, помогают определить уровень развития опыта коллективной жизни.

                        

 

 

Описание дидактических игр по коррекции дислексических и дисграфических нарушений:

 

«Эстафета».

Оборудование: Два флажка, слоговые карточки.

Описание игры: дети образуют две команды, выстраиваются в две колонны перед столом с двумя стопками слоговых карточек. Впереди стоящие участники держат флажки. Каждый берет слоговую каточку и добавляет последний слог в слове, передает флажок стоящему за ним игроку. Побеждает та команда, которая справится с задание быстрее.

 

«Цепочка слогов».

Логопед называет слово, ученик должен подобрать свое слово ток, чтобы оно начиналось со слога, которым заканчивалось слово. Ученик, не нашедший слово, «разрывает» цепочку и плати фант. В конце игры дети выкупают фанты: определяют первый слог в словах, которые по сигналу логопеда называют их товарищи.

 

«Котик- озорник».

Логопед сообщает игровую ситуацию: «Есть такой котик-озорник. Он любит играть со словами, слизывая язычком первую букву в словах. Поможем буквам найти первую букву.

Логопед показывает карточку с неправильно написанным словом, просит детей найти ошибку и вставить пропущенную букву.

 

«Собери слово».

Логопед последовательно, или непоследовательно произносит все звуки слова. Дети узнают слово и получают фишку. Побеждает ряд или пара детей, набравших большее количество фишек.

 

«Сломанная лестница».

Логопед выводит на монитор лестницу из букв. Дети «бегают» вверх-вниз по ступенькам – читают установленные буквы.

Логопед просит детей закрыть глаза, сам в это время убирает с экрана буквы с нескольких ступенек лестницы. Дети открывают глаза и называют какая ступенька сломалась – какой буквы не стало.

 

«Полубуковка».

Логопед выводит на экран монитора часть буквы. Дети называют букву. Эта игра может проводиться как командное соревнование, какая команда или пара узнала больше букв.

 

«Как из одной буквы сделать другую».

Логопед дает каждой паре детей несколько букв. Задача игры: сделать как можно больше букв, используя данную букву. Побеждает та  пара детей, которая больше подобрала букв.

 

«Не зевай».

Проводится как командная игра. Логопед выводит на монитор таблицу с буквами. Дети запоминают расположение букв в таблице, затем по памяти воспроизводят таблицу с буквами. Побеждает та команда или пара детей, которая без ошибок заполнит таблицу.

 

 

 

 

 

 

«Буквенные пирамиды».

Логопед выводит на экран монитора прямые открытые слоги, разделяя слоги чертой. Ученик должен спуститься с пирамиды или подняться по ней. Тот ученик, кто сделает это ритмично, без длительных остановок получает фишку. Учащиеся должны фиксировать взгляд на вертикальной линии, а буквы и слоги увидеть боковым зрением.

 

«Почтальон».

Логопед обговаривает с детьми игровую ситуацию: «Почтальон может зайти только в тот дом, на фасаде которого написан такой же слог, что и на конверте.» Побеждает тот , кто правильно нашел адресата.

 

 

«Кто больше».

 

Детям раздаются слоговые таблицы (команде или паре). Кто больше прочитает слов по этой таблице.

 

«Найди лишнее слово».

Каждой паре предлагается карточка, в которой одно слово лишнее. Дети находят лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее. Побеждает та пара, которая быстрее справится с заданием.

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Снежная_кошка (06.10.2014)
Просмотров: 958 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: