МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Статьи

«Интеграция в работе учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию зрительно-пространственных ориентировок».

 «Интеграция в работе учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию зрительно-пространственных ориентировок».

 

                       Учитель-логопед Вербенко М.Б.

Развитие зрительно-пространственное восприятия тесно связанно со зрелостью коры головного и регулятивных структур мозга и характеризуют сформированность интегративной функции зрительного и пространственного восприятия. Это является базовой основой формирования навыков письма и чтения.

При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребенка хорошо читать и правильно писать. Причем эти особенности развития ребенка могут быть не очень явными, заметными. Трудности письма и чтения у таких детей выявляются с первых месяцев обучения. Интеграция в коррекционной работе с такими детьми логопеда и школьного психолога начинается с диагностических мероприятий в начале учебного года. Цель диагностики: выявить таких детей и спроектировать коррекционную работу по развитию зрительно-пространственного восприятия.

Зрительное восприятие и пространственные ориентировки являются базовыми предпосылками мыслительной деятельности. Предполагается оценить качество восприятия, его целостность, оценить практическую ориентировку в цвете, форме, величине, сформированность эталонных представлений (понимание инструкций со словесным обозначением признака или самостоятельное называние признака)

По пространственным представлениям: оценить ориентировку в собственном теле, от себя, от предмета, оценить понимание линейных отношений, оценить сформированность ориентировки на листе , в тетради, оценить возможности ориентировки в теле человека, стоящего напротив, оценить особенности пространственного анализа и синтеза, способность конструировать по графическому образцу.

Для обследования сформированности зрительно-пространственного восприятия используются следующие задания:

  1. ребенку предлагается рассмотреть карточку «Одинаковые фигуры» Инструкция; «Найди такой же ключ и кораблик, как на первом рисунке.
  2. Ребенку предлагается карточка «Наложенные изображения». Инструкция «Найди и покажи все квадраты на картинке».
  3. Ребенку предлагается лист-задание «незаконченные рисунки». Инструкция: «Дорисуй домики так, как нарисовано на первой картинке»
  4. Ребенку предлагается карточка «предлоги». Это задание использует логопед при исследовании уровня речевого развития.

Оценка выполнения этих заданий может быть следующая:

Задание не вызывает трудностей и выполняется самостоятельно.

Задание выполняется не полностью, с помощью стимулирующих вопросов, присутствует зеркальность.

Задание не выполняется даже с помощью.

Можно говорить о факторах риска: не точное копирование, несоблюдение пропорций, сглаженные углы, неправильное расположение фигур по отношению друг к другу, зеркальное восприятие и копирование, трудности выделения предметов среди наложенных картинок.

Результаты диагностики развития зрительно-пространственного восприятия являются исходным материалом для создания коррекционного направления в работе педагога – психолога и учителя- логопеда.

 

Основной проблемой у первоклассников является трудности в запоминании письменных и печатных букв, различение заглавных и прописных букв. Необходимо фиксированное внимание к способу написания букв при обучении письму, медленный темп обучения. При этом возможны оптические ошибки, зеркальное письмо. Темп чтения должен быть медленный, так как ребенок с трудом дифференцирует и различает близкие по конфигурации буквы и цифры.

Следует отметить, что ребенок испытывает чувство неуверенности, тревожности, поэтому каждое  интегрированное занятие начинается психологом с создания необходимого положительного эмоционального фона: психолог настраивает детей на определенный вид работы, используя различные психоречевые упражнения. Логопед продолжает занятия уже  с конкретным материалом. Например, в своей части занятия психолог использует тест Рея «Сложная фигура». Дети с удовольствием выполняют это задание, которое для них является творческим. Логопед включает в эту работу свой материал, способствующий запоминанию букв.

В работе по коррекции «зеркального письма» букв логопед может использовать счетные палочки (для запоминания печатных букв), тестопластику (очень хорошо для запоминания прописных букв). Психолог с этим же материалом работает  несколько в ином ключе: развивает творческое воображение, снимает эмоциональное напряжение.

 

Особенные трудности дети испытывают при изучении предлогов. Правильное употребление в речи детей предлогов напрямую связано с развитие зрительно-пространственных ориентировок. Во втором классе тема употребления предлогов переходит из устной в письменную речь. Ребенок должен не просто правильно употреблять предлоги, но и  правильно записывать их относительно других слов. Дети с дисграфией, обусловленной ОНР, как правило не могут вставить пропущенные предлоги в предложение, выделить их в тексте, исправить деформированное предложение с предлогами. Психолог использует схемы предлогов, использует различные тренинги  и игры по развитию ориентировок в пространстве:

Логопед переносит навыки в устной речи детей в письменную: составляются и записываются предложения с предлогами, исправляются ошибки в написании и употреблении предлогов, выделяются предлоги в тексте, пишутся  различного вида диктанты.

Совместная работа учителя-логопеда и педагога –психолога в начальной школе является залогом успешной реализации коррекционных задач по формированию зрительного и пространственного восприятия у детей

Категория: Статьи | Добавил: Снежная_кошка (06.10.2014)
Просмотров: 698 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: