МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Статьи

Использование ИКТ при формировании фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте.

     Использование ИКТ при формировании фонематического                восприятия и подготовке к обучению грамоте.

                                                                              Глазунова Лариса Владимировна

                                                                                                   учитель - логопед МОУ «ЦПМСС»                                        

     В последнее время учителя – логопеды стали широко  применять  в   своей    практике информационно - коммуникационые технологии. Использование компьютерной техники        и   различных  электронных   ресурсов  позволяет  педагогам   сделать   каждое   занятие нетрадиционным,    ярким,    насыщенным.     Я  также    в   своей работе  стараюсь при непосредственно   образовательной   деятельности  с  детьми использовать ИКТ.    Это помогает мне интегрировать образовательные и коррекционно – развивающие области.

     Большинство детей, посещающих логопедический пункт, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, а также различную степень недостаточности сенсо–моторных функций. Им свойственна повышенная утомляемость, отсутствие интереса к дополнительным занятиям.

     Использование компьютерных   технологий   при   непосредственно образовательной деятельности в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания  интереса у детей на протяжении всего занятия.  Положительным моментом  является    и то,  что  применение   ИКТ   направлено  на  включение   в   работу   всех  анализаторных  систем.  Особенно это важно на занятиях по формированию фонематического восприятия  и подготовке   детей   к   обучению  грамоте.   Конечно,  необходимо   соблюдать   технику безопасности и предельно допустимые нормы использования компьютера.

     Я   разработала  систему   коррекционно – развивающих  занятий для детей старшего дошкольного   возраста,   имеющих нарушения речи.  Эта   система  работы  с детьми на логопункте   состоит   из   двух   больших  блоков.   Первый – формирование   лексико – грамматической  стороны  речи.     Второй  –  развитие  фонематического  восприятия  и подготовка к обучению грамоте.  На своих занятиях я использую электронные пособия, компьютерные игры и презентации, как готовые, так и сделанные самостоятельно.

      Существуют   специализированные   программно – методические    комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах. Одним из  них   является   компьютерная   технология   коррекции   общего   недоразвития   речи Лизуновой Л.Р.  «Игры для Тигры».   Эта  технология   разработана   на   основе  методик обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой,   Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, а также программы воспитания и обучения в детском саду.

     Логопедическая программа «Игры для Тигры» включает   в   себя  серии    упражнений (модули), объединенных    в   четыре  блока:   «Звукопроизношение»,    «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Особенно часто я использую в своей работе   игры  из  блока «Фонематика», так как  они   направлены   на   коррекцию  и  развитие  фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, что важно в работе на логопункте.

       На начальных этапах применяю упражнения для развития неречевого слуха, который является основой для фонематического восприятия. Это игры «Музыка» и «Цирк». Когда мы с детьми начинаем изучать гласные звуки и буквы, использую такие упражнения из «Игр для Тигры», как «Звук А» и «Звук О».

      Много интересных  упражнений   из   этой    компьютерной    программы     можно использовать при знакомстве с согласными звуками и буквами С, З, Ц, Ш, Ж, Р, Л, Ч, Щ. Детям   нравятся  игры   «Поезд»,   «Звуковые часы»,   «Четвертый лишний».     Для дифференциации  звуков использую игры «Одежда», «Животные», в которых нужно расположить картинки под нужными буквами.

     Игры  «Составь  слово»  позволяют тренировать в чтении и звуковом анализе слов из трех, четырех, пяти и шести букв.

     В работе по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте я использую «Игры для Тигры» на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми один раз в неделю.  Для домашних занятий с детьми я рекомендую родителям игры из интернета: «Говорящие буквы», «Веселая азбука», «Угадай букву», «Прочитай слово» и другие.

      Применение  в   логопедической практике информационно – коммуникационных технологий    способствует повышению эффективности работы, потому что усиливает положительную   мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность детей.

       

 

    

Категория: Статьи | Добавил: Снежная_кошка (01.10.2014)
Просмотров: 1488 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: