Использование ИКТ при формировании фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте.
Глазунова Лариса Владимировна
учитель - логопед МОУ «ЦПМСС»
В последнее время учителя – логопеды стали широко применять в своей практике информационно - коммуникационые технологии. Использование компьютерной техники и различных электронных ресурсов позволяет педагогам сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным. Я также в своей работе стараюсь при непосредственно образовательной деятельности с детьми использовать ИКТ. Это помогает мне интегрировать образовательные и коррекционно – развивающие области.
Большинство детей, посещающих логопедический пункт, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, а также различную степень недостаточности сенсо–моторных функций. Им свойственна повышенная утомляемость, отсутствие интереса к дополнительным занятиям.
Использование компьютерных технологий при непосредственно образовательной деятельности в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Особенно это важно на занятиях по формированию фонематического восприятия и подготовке детей к обучению грамоте. Конечно, необходимо соблюдать технику безопасности и предельно допустимые нормы использования компьютера.
Я разработала систему коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Эта система работы с детьми на логопункте состоит из двух больших блоков. Первый – формирование лексико – грамматической стороны речи. Второй – развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте. На своих занятиях я использую электронные пособия, компьютерные игры и презентации, как готовые, так и сделанные самостоятельно.
Существуют специализированные программно – методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах. Одним из них является компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи Лизуновой Л.Р. «Игры для Тигры». Эта технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, а также программы воспитания и обучения в детском саду.
Логопедическая программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений (модули), объединенных в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Особенно часто я использую в своей работе игры из блока «Фонематика», так как они направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, что важно в работе на логопункте.
На начальных этапах применяю упражнения для развития неречевого слуха, который является основой для фонематического восприятия. Это игры «Музыка» и «Цирк». Когда мы с детьми начинаем изучать гласные звуки и буквы, использую такие упражнения из «Игр для Тигры», как «Звук А» и «Звук О».
Много интересных упражнений из этой компьютерной программы можно использовать при знакомстве с согласными звуками и буквами С, З, Ц, Ш, Ж, Р, Л, Ч, Щ. Детям нравятся игры «Поезд», «Звуковые часы», «Четвертый лишний». Для дифференциации звуков использую игры «Одежда», «Животные», в которых нужно расположить картинки под нужными буквами.
Игры «Составь слово» позволяют тренировать в чтении и звуковом анализе слов из трех, четырех, пяти и шести букв.
В работе по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте я использую «Игры для Тигры» на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми один раз в неделю. Для домашних занятий с детьми я рекомендую родителям игры из интернета: «Говорящие буквы», «Веселая азбука», «Угадай букву», «Прочитай слово» и другие.
Применение в логопедической практике информационно – коммуникационных технологий способствует повышению эффективности работы, потому что усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность детей.
|