МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Статьи

Использование канонов, как средства коррекции речевых нарушений в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя

Сообщение на тему  «Использование канонов, как средства коррекции речевых нарушений в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя »

Учитель-логопед МДОУ "Звездочка" Аникина Е.В.

 

 Актуальность       Ритмическая способность является одной из универсальных  базовых  способностей дошкольников. Сенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, процессов восприятия и познания окружающего мира, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных. Ритм - это основа правильного формирования речи и  её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других речевых способностей (словообразования). Статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе детского сада около 50-60 % детей нуждаются в систематической и последовательной  работе по формированию чувства ритма, а особенно дети логопедических групп.  В арсенале воспитателей, логопедов  и музыкальных руководителей  имеется многообразный материал для развития чувства ритма, однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребёнком развитое чувство ритма. А ритм производимых движений способствует нормализации речи.

 

        Определение  канона       Для  более эффективной работы по развитию у дошкольников чувства ритма нами  широко используются музыкальные и ритмические каноны.  В основе канона лежит  исполнение упражнения двумя или большим количеством групп  детей одновременно, с учетом основного принципа: отдельные группы начинают упражнения с заранее условленным опозданием.   По существу каждый выполняет задание индивидуально, не нарушая своей ошибкой общего выполнения задания. Это один из способов  коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова.

 

          Задачи      логопеда      Использование канонов  в практике логопеда и музыкального руководителя влияет  на речевые и неречевые процессы и позволяет решать следующие задачи:

-развивать межанализаторные связи

- способствовать формированию двигательных кинестезий

-способствовать формированию пространственно-временных представлений

- развивать темпо - ритмические характеристики  речи

- развивать  умение сочетать движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму

- развивать речедвигательный  анализатор с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений

- формировать навык естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путём развития темпа и ритма речи

- развивать основные  психические  процессы(восприятия, внимания, памяти) и пространственные  представления

      Задачи музыкального руководителя

 

-совершенствовать фонематические процессы

-развивать слуховое  внимание

-развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух

-развивать фонематический слух

-развивать общую и тонкую моторику, мимику, пантомимику

-развивать певческий диапазон голоса

-развивать чувство ритма

-воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями

 

 

Принципы                Решение вышеперечисленных задач осуществляется с учётом следующих принципов:

- принцип развивающего обучения

-принцип полифункционального подхода, предусматривающий решение нескольких коррекционных задач

-принцип доступности и индивидуализации, строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий

-принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков

-принцип наглядности, обеспечивающий широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма

 

              Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка осуществляется как на музыкальных, так и на логопедических занятиях. При этом обращается внимание на овладение детьми двигательными навыками, на умение ориентироваться в окружающем, на понимание смысла предлагаемых заданий, на способность активно преодолевать трудности, проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Реализовать  вышеперечисленные задачи помогает использование канонов. Материалом  для канонов служат различные двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики, чистоговорки, распевки, музыкальные упражнения и игры.

 

          Стихотворный материал должен иметь:

1) разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей;

2) определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

3) среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

4) насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;

5) сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением.

6) Кроме того, стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности детей.

 

Подбор речевого материала и упражнений осуществляется нами вначале учебного года, при планировании своей работы. Далее идёт непосредственная работа логопеда и музыкального руководителя над этим материалом.

 

 

          На своих занятиях логопед использует речевые упражнения без музыкального сопровождения, как оргмомент, при проведении пальчиковой  гимнастики, физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк как с движениями, так и без них.

Из ритмических движений используются такие, как отхлопывание, притопывание, отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по предмету, по своему телу.

         Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. Далее вместе с детьми отрабатываются отдельные элементы упражнения, которые затем сочетаются в единое целое. После этого дети самостоятельно воспроизводят действия, слушая указания педагога.

                    При работе над ритмизованными текстами и стихотворениями последовательность работы следующая:

-прослушивание ритма стихотворения

-отхлопывание его ладонями

-прослушивание текста в сопровождении

-воспроизведение текста с движениями

     После того, как закончилась работа над текстом, можно включать следующие упражнения:

-взрослый проговаривает или отхлопывает один из ритмов. Дети подбирают подходящую строчку из текста или наоборот.  Можно повернуться к ребятам спиной (исключить зрительный анализатор).

-дети стоят парами, хлопают  ладоши, проговаривают текст

   

 

      Большое значение при работе над канонами  имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.  Музыкальный работник  применяет различные виды танцевальных движений, музыкальные и шумовые инструменты.

В работе над канонами используется эмоциональный язык – мимика, жесты, телодвижения, которые знакомы детям и с охотой повторяются ими.

 

       В первую очередь следует сформировать у ребёнка комплексные ориентировки, совмещая работу по развитию языковой, двигательной и ритмической способностей. В процессе проведения упражнений формируются межанализаторные связи:

-слухо-двигательные-при выполнении речевого задания ребёнок хлопает в ладоши, топает ногой, подпрыгивает, дирижирует рукой и т.д.

-слухо-зрительные-при выполнении речевого задания ребёнок демонстрирует образ движения перед зеркалом, перед детьми, зарисовывает символ движения, звука, фразы.

-слухо-тактильные связи-при выполнении задания ребёнок дотрагивается до шеи, грудной клетки, чтобы почувствовать вибрацию во время произнесения звука (движения языка во время переключения от одного слога к другому) и т.д.

-слуховые связи- при выполнении речевого задания ребёнок звонит в колокольчик, стучит палочкой по барабану и т.д.

 

           Особое внимание в работе над канонами уделяется ритму речи, акценту, выражению мелодии. Сначала выполняются  простые, состоящие из двух творческих элементов композиции, например упражнения с ритмизацией текста и двигательным аккомпанементом. Повторяющиеся ритмические структуры текста или ударных инструментов облегчают выполнение двигательных композиций. Конечным результатом  служит какая-нибудь схема (форма). Самой простой схемой является одночастная музыкальная схема, являющаяся замкнутым целым: строфа стихотворения, поговорка и т.д. Она используется как основа для создания расширенных схем. В зависимости от того, как разрабатывается одночастная схема, создаются каноны для более сложных двигательно-пространственных, многочастных схем. Каноны в пении зависят от того, сколько человек поет: двуголосные, трехголосные и т.д. Они могут быть двигательные, ритмические, двигательно-ритмические. Двучастная форма возникает путем присоединения одной одночастной формы к другой.

 

          Схема усложнения одночастного канона: каждая последующая часть канона должна быть контрастной по темпу, динамике или ритму. Для его создания требуется:

1) введение новых, не использованных при создании основной части исполнительных средств;

2) при введении или замене средств исполнения в основной части получается другая структура из тех же элементов.

Самая простая трехчастная форма создается путем повторения первой части  после контрастной второй части.

  Сначала с детьми отрабатываются отдельные элементы упражнения, затем во главе с ведущим отработанные последовательные элементы сочетаются в единое целое.

 

          В процессе работы над канонами нами используются различные графические схемы, характеризующие звуки по темпу, ритму, громкости. Образцы схем представлены на слайде. Вначале дети допускают ошибки при передаче частей, по мере отработки композиции ошибок встречается все меньше.

 

          Особое значение придаётся образным и эмоциональным характеристикам движения.    Для упражнений  используются каноны с музыкальным  сопровождением. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Музыкальный аккомпанемент способствует активизации внимания и не допускает эмоционального перевозбуждения. Поэтому выполнение упражнений  сопровождается ритмичной негромкой музыкой медленного и среднего темпа. Темп музыкальных отрывков регулирует скорость выполнения детьми различных движений.  В конечном итоге проводится интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя, в которое включаются все отработанные упражнения за определённый период времени.

 

 

    Вывод     Такая организация работы, в сочетании музыки, движения и речи создаёт благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у детей с речевой патологией, у которых нарушено  равновесие деятельности нервной системы, позволяет детям не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создать предпосылку для усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слов, словесного и логического ударения),  а также совершенствовать пространственно-временную организацию речедвигательного акта, положительно влияет на слуховую и двигательную память, на психомоторное развитие детей в целом.

Категория: Статьи | Добавил: Снежная_кошка (24.12.2014)
Просмотров: 1367 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: