МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)
Настоящий Закон определяет правовые, организационные и
финансовые основы получения образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с их способностями и возможностями в целях социальной
адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в общество, включая
приобретение навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе
профессиональной, деятельности и семейной жизни.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона применяются следующие
понятия:
специальное образование - дошкольное, общее и
профессиональное образование всех образовательных уровней, для получения
которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные
условия;
лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо,
имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют
освоению образовательных программ без создания специальных условий для
получения образования;
недостаток - физическое или психическое отклонение от
нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное
психолого-медико-педагогической комиссией (учреждением) в отношении ребенка и
учреждением медико-социальной экспертизы в отношении взрослого, а также в
установленных настоящим Законом случаях повторной экспертизой;
физический недостаток - подтвержденный в установленном
порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании
органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное
заболевание;
психический недостаток - психическое отклонение от
нормального развития, подтвержденное в установленном порядке и включающее в
себя нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в частности аутизм как
последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том
числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие
трудности в обучении;
сложный недостаток - совокупность физических и (или)
психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;
тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном
порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что
образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в
том числе специальными) является недоступным, и возможности обучения
ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением
навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков или получением
элементарной профессиональной подготовки;
специальные условия для получения образования -
условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы
и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда
жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные
услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и
профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями
здоровья;
интегрированное обучение - совместное обучение лиц с
ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений,
посредством создания специальных условий для получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение общего назначения -
дошкольное, общеобразовательное или образовательное учреждение
профессионального образования, созданное для обучения лиц, не имеющих
ограничений по состоянию здоровья для получения образования;
специальное образовательное учреждение -
образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
специальное образовательное подразделение -
структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения,
созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение интегрированного обучения -
образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные
условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;
обучение на дому - освоение общеобразовательных и
профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно
или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение
осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих
образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств
обучения;
государственное именное образовательное финансовое
обязательство - именной документ, устанавливающий обязанность органов
государственной власти осуществлять в соответствии со специальными нормативами
финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при
обучении их в образовательных учреждениях независимо от форм освоения
образовательных программ;
полное государственное обеспечение - обеспечение лиц с
ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных,
муниципальных специальных образовательных учреждениях - интернатах и
специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных,
муниципальных образовательных учреждений общего назначения питанием, одеждой,
обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными
техническими средствами.
Статья 2. Сфера действия национального
законодательства о специальном образовании
Национальное законодательство о специальном
образовании регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в
осуществлении специального образования:
- лиц с ограниченными возможностями здоровья,
родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном
порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья;
- педагогических, медицинских и иных работников,
участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических
работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- органов государственной власти, органов местного
самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций,
их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального
образования.
Статья 3. Цели специального образования
1. Специальное образование обеспечивает лицам с
ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их
способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях
социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в общество, в
том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том
числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.
2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья
признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу
реабилитации инвалида в соответствии с национальным законодательством о
социальной защите инвалидов.
Глава 2. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,
ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Статья 4. Права граждан в области специального
образования
1. В порядке, определяемом национальным
законодательством, граждане имеют право на бесплатное освидетельствование в
целях получения специального образования.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют
право на:
1) бесплатное обследование
психолого-медико-педагогической комиссией (учреждением) или учреждением
медико-социальной экспертизы;
2) бесплатную медико-психолого-педагогическую
коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения
независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии (учреждения);
3) бесплатное дошкольное образование;
4) специальные условия, создаваемые для получения
образования в специальном образовательном учреждении, образовательном
учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении
или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с
психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями) и
обеспечиваемые финансированием из соответствующих бюджетов;
5) бесплатное образование в образовательном учреждении
независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с
государственными образовательными стандартами (в том числе специальными)
независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным
именным образовательным финансовым обязательством;
6) обеспечение в соответствии с социальными или
медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее
соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными
средствами устанавливается национальным законодательством.
Статья 5. Права родителей (иных законных
представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. В порядке, определяемом национальным
законодательством, родители (иные законные представители) ребенка с
ограниченными возможностями здоровья имеют право:
1) присутствовать при обследовании ребенка в
психолого-медико-педагогической комиссии (учреждении), обсуждать результаты
обследования, оспаривать сделанное заключение;
2) участвовать в разработке и реализации
индивидуальных учебных программ;
3) бесплатно посещать с разрешения руководителя
образовательного учреждения занятия в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего
профессионального образования с целью получения специальных знаний для более
эффективного воспитания и развития ребенка;
4) получать возмещение затрат на обучение ребенка в
семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование
ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или
муниципальном специальном образовательном учреждении, определяемых
государственными нормативами финансирования, включая средства, выделяемые за
счет государственного именного образовательного финансового обязательства, при
условии выполнения индивидуальной учебной программы;
5) получать в психолого-медико-педагогических
комиссиях (учреждениях) консультации по вопросам специального образования.
2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1
настоящей статьи, предоставляются также законным представителям взрослых с
ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей
статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с ограниченными
возможностями здоровья с учетом положений пункта 6 статьи 20 настоящего Закона.
Статья 6. Государственное обеспечение лиц с
ограниченными возможностями здоровья
На полном государственном обеспечении в
государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях-интернатах
и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных,
муниципальных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с
ограниченными возможностями здоровья:
- неслышащие и слабослышащие;
- незрячие и слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- умственно отсталые;
- с выраженными (глубокими) нарушениями
эмоционально-волевой сферы и поведения;
- имеющие трудности в обучении, обусловленные
задержкой психического развития;
- со сложными недостатками;
- с тяжелыми недостатками.
полный текст материала
http://www.bestpravo.ru/
Источник: http://www.bestpravo.ru/ |