МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Статьи

Н.Ф.Зубкова «Жизнь после войны. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в образовательных организациях

 

Число людей по разным причинам меняющих место жительства постоянно увеличивается, и значительную ее часть составляют вынужденные мигранты - беженцы и вынужденные переселенцы, покинувшие родину в результате этнических, религиозных и военных конфликтов. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем.

  Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы (утверждена постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 657/36): предполагает реализацию специальных мер по культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов, в том числе и через:

- создание условий для формирования в образовательных организациях безопасной, комфортной, толерантной, развивающей образовательной среды;

- профилактика асоциального поведения детей и подростков;

- создание механизмов, обеспечивающих равный доступ к качественному общему образованию;

- внедрение инклюзивного образования;

- поддержка обучения русскому языку с учетом задач речевой и социокультурной адаптации детей из семей мигрантов;

- социальная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья и др.).

По данным Федеральной миграционной службы на начало июля 2014 г. более 100 тыс. граждан Украины обратились в отделения ведомства за консультацией по вопросу длительного пребывания на территории РФ.  С 1 сентября 2014 года во многих школах Серпуховского муниципального района будут обучаться дети имеющие статус беженца. Мы должны быть готовы к этой ситуации.

В соответствии с письмом Министерства образования Московской области от 09.07.2014г. № 08-859 «Об обучении детей, прибывающих с территории Украины» педагогам - психологам необходимо:

- организовать поддержку учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов…в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этой категории учащихся в  наших образовательных организациях;

- организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого - медико- педагогической комиссии каждому обучающемуся, попавшему в трудную жизненную ситуацию, комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития психолого - медико – педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности.

В связи с насущной необходимостью и тем, что ранее нашим специалистам не приходилось осуществлять психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в образовательных организациях, эта проблема вынесена для обсуждения на секции «Комплексное психолого-педагогическое и социальное   сопровождение детей «группы риска» в процессе обучения в условиях, выдвигаемых Государственной программой Московской области «Образование Подмосковья на 2014-2018 годы», новых требований к качеству предоставляемых услуг» в рамках «Августовской педагогической конференции  - 2014 Серпуховского муниципального района (28.008.2014г.)

Ситуация массового перемещения граждан Украины, охваченной гражданской войной, на российскую территорию во многом определяется психологами как экстремальная. По словам руководителя отдела психиатрии чрезвычайных ситуаций ГНЦ имени Сербского А. Портновой «основными симптомами стрессовой ситуации являются нарушение сна, страхи, связанные с угрозой жизни, потому что люди побывали под бомбежками и выстрелами, синдромы повышенной возбудимости, боязливость, высокий уровень тревоги, который подпитывается беспокойством за тех близких, которые остались в зоне бедствия». А доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. Ломоносова Е. Захарова подчеркивает, что основной стресс у беженцев возникает из-за состояния крайней неопределенности, т.к они не знают, когда смогут вернуться домой.

Специалисты психологи отмечают несколько важных моментов сложившейся экстремальной ситуации:

1) Психотравмирующее действие дезинформации, интенсивное воздействие на сознание людей информационных атак, проводимых посредством интернета и СМИ. Как среди пострадавших украинцев, так и среди местных жителей, имеющие место конфликты и разногласия спровоцированы диалогами в социальных сетях интернета, будоражащие воображение местных жителей и прибывших беженцев. Местные жители потрясены «перспективой» потери рабочих мест, нарушения очереди по устройству детей в детские сады, снижения заработной платы. Беженцы взволнованы полным «отсутствием» возможности трудоустройства, своей кажущейся «ненужностью» для нашей страны на долгие годы.

Для снятия необоснованных опасений и чувства тревоги среди родителей и подростков как беженцев так и местных жителей психологами необходимо проводить разъяснительную работу о том, какую роль играет информация в нашей жизни, какое действие она незаметно оказывает на наше сознание, побуждая мыслить и действовать определенным образом (можно использовать притчу о черепахе (Расторгуев С.П.).

2) Отчетливо прослеживается иерархическая структура потребностей по А.Г. Маслоу (1999 г.): 1 - физиологические потребности, 2 - потребность в безопасности и защищенности; 3 - социальные потребности; 4 - потребность в уважении, 5 - потребность в самореализации.

Естественное стремление пострадавших к выживанию и обеспечению собственной безопасности и безопасности членов своих семей частично реализуется на этапе регистрации в пунктах временного размещения, после чего, удовлетворив потребности в питании, питье, жилье и медикаментах, беженцы активно стремятся получить информацию о своих правах, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудоустройство, социальное обеспечение, участие в государственных программах, возможности и условиях оформления вида на жительство.

На  уровне удовлетворения социальных потребностей (по Маслоу) в большей степени начинают проявляться стрессовые расстройства и дезадаптивные состояния, такие как снижение работоспособности, посттравматические стрессовые расстройства, злоупотребление алкоголем и лекарственными препаратами, повышенная агрессивность, депрессивные состояния.

На этом же этапе в семьях пострадавших граждан Украины все чаще наблюдаются сложные и кризисные ситуации, связанные с проблемами внутрисемейного характера, нарушениями в детско-родительских отношениях.

Для людей, переживших психотравмирующую ситуацию экстренного перемещения на территорию другой страны и связанные с этим процессом состояния паники, страха и тревоги, стабилизация многих составляющих повседневной жизни подталкивает к появлению потребности в уважении и самореализации. И если взрослые, научившиеся взаимодействовать с экстремальной ситуацией, саморегулируются и адаптируются в социуме более-менее успешно, то дети и подростки, в силу возрастных психоневрологических особенностей, испытывают значительные трудности в принятии самой ситуации, а также в поиске способов взаимодействия с окружающими людьми, в том числе российскими сверстниками.

У детей-украинцев имеются три предпосылки возникновения сложных внутриличностных и межличностных конфликтов:

- чувство социального одиночества (на территории Украины остались родственники, любимые домашние животные и др.),

- нереализованные желания и возможности (в связи с быстротой разворачивания экстремальной ситуации),

- неправильное восприятие окружающего мира и себя в нем (результат дезинформации и особенностей воспитания). Зафиксированы высказывания детей и подростков: «Я здесь никому не нужен» и «Меня никто не понимает».

С целью сведения к минимуму числа детско-родительских конфликтов и сложных жизненных ситуаций у детей-беженцев и их российских сверстников, родителям - представителям и России и Украины даются следующие рекомендации:

- В первую очередь, обращать внимание на «молчаливую» тревогу ребенка. В большинстве случаев родители жалуются на проявление со стороны детей и подростков непослушания, агрессии, грубости, но практически всем самым трагичным последствиям детских проблем предшествует замыкание ребенка в себе, неверие в любовь родителей, апатия и депрессия.

- Необходимо внимательно относиться ко всем, даже самым, казалось бы, незначительным жалобам и обидам своего ребенка. Нельзя пренебрегать ничем из сказанного им. Справедливость очень важна для детей, а одноклассники могут запугивать, старшие, по возрасту, друзья угрожать, учителям часто некогда разбираться кто прав кто виноват в школьных конфликтах.

- Желательно время от времени повторять ребёнку о том, что Вы (родители и родственники) любите его и верите ему, что выход из сложной ситуации есть, его просто не всегда сразу видно и нужно найти; наши возможности (при желании и тренировках) практически не имеют границ; рядом с нами всегда есть люди, которым тяжелее, чем нам (чтобы ребенок нашел в себе силы разрешить свою ситуацию); что в его (ребенка) помощи, как будущего специалиста, будут нуждаться люди (даем ресурс для самовосстановления в случае депрессивного или суицидального поведения).

- В повседневной жизни надо отмечать любые странности или вновь появившиеся особенности в поведении ребенка. Был всегда тихим, но неожиданно стал проявлять бурные эмоции или наоборот, был эмоциональным, но последнее время грустный; появился необычный запах (после прогулок, учебы) или уходит от общения и т.п.

- Следует избегать самолечения детей лекарственными препаратами, так как многие антидепрессанты дают серьезные побочные эффекты (начиная от постоянных головных болей, неврозов, депрессии и заканчивая нежеланием жить).

- В любой неприятной ситуации (жалобы на ребенка в школе, прогулы уроков, двойки, непослушание, грубость) в первую очередь нужно разобраться в действиях и словах всех участников конфликта (часто подставляют), а затем уже делать выводы и принимать адекватные ситуации меры с целью решения проблемы.

Осознавая возрастающую потребность общества в толерантном поведении граждан, а также недостаточную практическую разработанность  педагогических средств и условий формирования  толерантности  с  января 2014 года МОУ «Данковская СОШ» реализует инновационный проект по теме «Создание модели формирования толерантности, доверия, психологического комфорта как ресурса развития образовательной среды через внеурочную и урочную деятельность».

Коллективом школы разрабатывается и апробируется модель создания условий для развития образовательной среды школы, способствующей формированию толерантности; внедряются в практику работы школы психолого-педагогических технологии развития толерантности и коррекции интолерантности. Диссеминация опыта работы в данном направлении будет осуществляться в соответствии с планом на 2014-2015 учебный год.

Социально - психолого - педагогическая помощь данной категории обучающихся должна проводится в комплексе, во взаимодействии со всеми сотрудниками школы и другими организациями.  Первостепенными задачами такой команды явля­ются: обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация вну­трисемейных отношений.

 

Отдельно следует обозначить задачи, реализуемые педагогом – психологом:

  1. определение наиболее приемлемых методов, форм решения личных и социальных проблем ребенка;

  2. разработка и осуществление программы психологической реабилитации ребенка/семьи;

  3. содействие повышению компетенций родителей в области детско-родительского взаимодействия, развитию эмоционального интеллекта родителей.

 Деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению детей, эвакуированных из зоны военных действий в образовательных организациях включает в себя:

  1. Создание банка данных о детях, эвакуированных из зоны военных действий.

  2. Анализ     результатов     медицинского, социального     и     психолого    -  педагогического   обследования   данной категории детей.  

  3. Составление психолого – педагогической характеристики каждого ребенка на основе результатов бесед, психологической диагностики, наблюдений.

  4. Разработку и реализацию комплексной Программы «Психолого  - социально - педагогического сопровождения обучающегося» в рамках которой, осуществляются следующие мероприятия:

- оказание практической помощи детям беженцам (беседы с педагогами, детьми, родителями, посещение на дому);

- профориентационная работа с  учетом  состояния здоровья и личностных особенностей обучающихся;

- систематическая и целенаправленная  работа по профилактике приобщения к психоактивным веществам;

- профилактика суицидов, выстраивание жизненной стратегии с основой на оптимизм;

уроки психологии, внеурочная деятельность  в  рамках ФГОС,  занятия в  объединениях дополнительного образования позволяющие педагогу – психологу своевременно осуществлять психологическую помощь и поддержку, быть в курсе событий в жизни каждого ребенка;

- индивидуальное      психологическое      консультирование подростков    по    проблеме    отношений    с    родителями    и педагогами;

- профилактическая работа с  обучающимися, которым предстоит государственная итоговая аттестация;

- выявление   обучающихся,   нуждающихся   в   консультации ПМПК     района;

- психологическая   диагностика: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”, автор О.А.Орехова; проективная методика М. А. Панфилова «Кактус» (выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности); методика А. Баса и А. Дарки, адаптация А.К.Осницкого (показателей и форм агрессии), тест Люшера и т.д.

- совместная работа с классным руководителем (результаты диагностики индивидуально – психологических особенностей детей, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода, консультация  по проблемам обучения)

- работа с семьей направленая на выработку совместных действий, рекомендации родителям в построении детско-родительских отношений, оказание помощи в создании благоприятных условий для адаптации взрослых и детей к новым жизненным ситуациям;

- использование разного вида игр, в том числе и больших психологических игр, а также арт-терапевтических методов с целью создание условий для совместного проживания новых ситуаций жизнедеятельности и межличностного общения; сплочение классного коллектива, отреагирования последствий психотравмирующих ситуаций.

Неоценимую помощь в психокоррекционной работе с детьми беженцами могут оказать методические публикации Наталии Осуховой, имеющей опыт работы с детьми пережившими Чеченскую войну.

По ее мнению и мнению ее коллег,  для работы по психологической реабилитации подростков, эвакуированных из зоны военных действий, наиболее приемлемой моделью психологической помощи является психологическое сопровождение как создание переходного пространства совместного бытия. Изменения, возникающие у подростков при психологическом сопровождении, помогают им восстановить разрушенные связи с миром, найти точку опоры в самих себе. У детей формируется новый, позитивный образ мира, новые отношения с собой, с другими людьми, с жизнью в целом.

Психологи выделяют следующие этапы психологического сопровождения:

1. Создание пространства, обеспечивающего:
- чувство безопасности вовне (в физическом пространстве бытия)
- доверие к специалисту по сопровождению (психологическая безопасность).

2. Проведение работы по возрождению чувств и отреагированию травматического опыта.

3. Проведение работы с разрушительными чувствами (в частности, агрессивными), результатом которой становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место для новых чувств.

4. Проведение работы по принятию и укрепление своего «Я»:
- принятие ценности себя и своей жизни;

- осознание себя не частью государства, а необходимой частью жизни.

5. Проведение работы по:

- расширению внешнего пространства;

- изменению отношений к окружающим людям и способов взаимодействия с ними;

- освоению новых жизненных ролей и моделей поведения;

- обретению уверенности в своих силах.

6. Формирование готовности к переменам за пределами переходного пространства.

Таким образом, система комплексной помощи ребенку в трудной ситуации жизни после войны выстраивается как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения на уровне образовательного учреждения, а также специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах Серпуховского муниципального района. В работе с данной категорией детей обязательно нужно применять гуманистический стиль педагогического общения – безоценочное принятие ребенка, ровное, терпеливое отношение к нему.

Литература, интернет – ресурсы.

  1. Борисова Н.П. К вопросу психологического обеспечения жизнедеятельности мигрантов и принимающей стороны: http://www.b17.ru/article/21784/

  2. Осухова Н. Между войной и миром. Психологическое сопровождение детей,
    эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике./ «Школьный психолог», № 11,12, 2002г. (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201216)

  3. Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски, решения: сборник научных трудов  Международной молодежной конференции/ под ред. Г.А. Барышевой. Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.

(http://portal.tpu.ru/science/konf/migration/TPUMigrationConference proceedings.pdf)

  1. Паскал В.В. Психологическая помощь ребёнку, пережившему смерть близкого человека: http://www.school2100.ru/upload/iblock/b50/b50e6878af986186245bbed78fe80e46.pdf

  2. Ромек, В.Г. Психологическая помощь вкризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – Спб. : Речь, 2005 .

  3. Институт профилактики. Психологическая помощь беженцам и вынужденным переселенцам: http://www.psychognosis.ru/psyho-help/psy-help-for-escapee

                                  Педагог-психолог, Наталья Федоровна Зубкова

http://www.proshkolu.ru/user/zybkova42/

 

Категория: Статьи | Добавил: Снежная_кошка (29.08.2014) W
Просмотров: 3598 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: