МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Статьи

Н.Л. Шарапова Использование сенсорной комнаты в работе психолога по повышению стрессоустойчивости детей находящихся в трудной ситуации
 

    Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком.

А. де Сент-Экзюпери

 

Известно, что работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности, которые с каждым годом меняют своё содержание в связи с постоянно меняющимися условиями современной жизни.

Одним из важных аспектов моей работы  на сегодняшний день как  педагога-психолога является психологическое сопровождение детей с ограниченными  возможностями здоровья и, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно - прибывающих с территории Украины.

  Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Такие дети более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице (если мы говорим о детях с ОВЗ), а также связанные с преодолением различных кризисных ситуаций обуславливают негативное отношение к окружающему миру.

 «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, проблемы часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер (повышенная ранимость и чувствительность, гиперреактивность, агрессивность, эмоциональное возбуждение, не достаточная саморегуляция).

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

Поэтому для  меня как для педагога-психолога, работающего в средней образовательной школе, определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений, а также помощь в выработке жизненных навыков преодоления кризисных ситуаций.

            Я напомню, что особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды. …Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

  Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

         С учетом требований Конвенции о правах инвалидов  в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы».

Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества. 

«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

            В рамках программы «Доступная среда» муниципальным общеобразовательным учреждением «Дашковская средняя общеобразовательная школа» был разработан проект «Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Цель Проекта: Создание условий для взаимодействия и равноправного обучения и общения между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, развитие и формирование учебно-познавательного и творческого потенциала, возможность ранней социальной адаптации детей-инвалидов. Организация психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и снижение уровня агрессивности в обществе.

            На  сегодняшний день в муниципальном   общеобразовательном учреждении «Дашковская средняя общеобразовательная школа, созданы специальные условия для обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ, обеспечивающие техническое обустройство «безбарьерной среды»: пандусы, поручни, специально оборудованные туалеты, комната психологической разгрузки для детей – инвалидов. Средства на ее оборудование в размере 713950 рублей были получены из федерального бюджета по программе «Доступная среда». 

Комната психологической разгрузки или сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия.

            В зависимости от поставленных задач по средствам работы в сенсорной комнате можно воздействовать на зрение, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения, а также терапии. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать, сглаживает острые углы при обсуждении каких-либо спорных вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может действовать более благоприятно на психику!?  

 

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.

В результате коррекционной работы с посещением СК человек ощущает покой и отдых. Если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния, важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Реабилитация по средствам занятий в СК, как «скорая помощь» в кризисной ситуации очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой реабилитации.

В зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать и как самостоятельную реабилитационную процедуру, и как способ подготовки к другим психологическим мероприятиям, и как средство оптимизации реабилитационного процесса.

 

       Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания.

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребёнка или подростка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

 

Очень важное требование общего характера: нельзя набирать группу участников для проведения психологической релаксации или работать индивидуально в приказном порядке. В такой ситуации восприятие человека, как правило, блокируется, что ставит под сомнение возможность достижения каких-либо результатов. Для релаксации выбирается время, когда люди относительно свободны от срочных, неотложных дел.

 

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека (успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее).

            Остановлюсь подробнее на оборудование. Сенсорную комнату, как предметно - развивающую среду можно разделить на три блока: среда темной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда комнаты для сенсорно моторного развития.

            В школе для этого выделено специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Комната соответствует требованиям противопожарной безопасности. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является затемнение, для того чтобы наблюдать светоэффекты.

Комфортная мягкая мебель способствует решению различных задач на занятии в сенсорной комнате. Используются специальные мягкие модули (пуфик - кресло с гранулами, кресло-трансформер, мягкий игровой модуль, специальные световые модули, имитирующие мерцание звезд, брызги от фонтана или эффект струящейся воды, безопасные акриловые зеркала, воздушно-пузырьковая колонна и т.д.).

Дизайн сенсорной комнаты продуман так, что все предметы абсолютно безопасны при передвижении в полу мраке.

В любой момент темная сенсорная комната может стать светлой сенсорной комнатой, необходимо для этого включить свет или раскрыть плотные шторы на окнах.

В сенсорной комнате представлены в определенной логической последовательности мягкие модули, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Данное оборудование позволит ребенку выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребности в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде.

            И так, занятия в сенсорной комнате достоверно улучшают состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, детей попавших в трудную жизненную ситуацию, или имеющих посттравматические стрессовые расстройства. Реабилитация по средствам занятий в сенсорной комнате, как «скорая помощь» в кризисной ситуации очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой реабилитации.

 

Социальная реабилитация и коррекция детей с деформированной системой ценностно-нормативных представлений трудоемкий процесс. Однако, повышение стрессоустойчивости  детей находящихся в трудной жизненной ситуации и детей с ограниченными возможностями здоровья необходима.

Главными преимуществами данного метода являются краткосрочность и эффективность.

 

 

Комната психологической разгрузки или сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам.

Это один из шагов на пути к Новой школе!

 

 

 

Педагог-психолог Шарапова Наталья Леонидовна

http://sharapova-n.ru/
 

Категория: Статьи | Добавил: Снежная_кошка (29.08.2014) W
Просмотров: 2675 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: