1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией
школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и
своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
5.
Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать
учеников. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный,
требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
6.
Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала
обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь.
Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках
ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся,
во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых,
способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
7.
Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и
личности других учителей, администрации школы, родителей.
8.
Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой
не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.
Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если
учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с
достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя.
Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых
людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и
обществу по сравнению со взрослыми.
10.
По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого
ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
11. Во
все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех
способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем
более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить
невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
12. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия.
Живите не только в доме, на приусадебном участке, в школе, но и в
Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо
интереснее, и конфликтов будет намного меньше.
13. Расширяйте временные границы мировосприятия.
Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной
деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с
которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они
как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь
коротка. Тратить ее на конфликты не
очень-то умно.
14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия.
Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем
легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее
вероятный варианты развития событий.
15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.
|