МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Статьи

Т.Е. Кузнецова РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

     Работа социального педагога в современных условиях

 

    Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество - всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

     На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.

 

     Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

     Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, благополучной или неблагополучной.

     Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого общества — по семье.

     В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

     Семья теряется в мире большого выбора, новых технологий и услуг, возникают проблемы семьи. Не только как подструктуры общества, но и как самостоятельные системы. Именно эти проблемы разрушают семью изнутри.

     Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью.

    

     О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовывать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представитель государственного воспитания».

 

    Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог. С этих позиций и определяются задачи работы социального педагога с родителями:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основными теоретическими знаниями, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

- Формирование у родителей потребности к самообразованию.

- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

- Работа с детьми девиантного поведения.

     Следует напомнить основную цель деятельности социального педагога, которая состоит в защите прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных нерадивых родителей. Именно стихийный, рост числа «семей группы риска» и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях со стороны российского общества. Для решения этой задачи, в частности, была введена новая должностная категория в системе образовательных учреждений - социальный педагог.

     Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют дети из семей, имеющих статус беженцев. Число таких семей за последнее время сильно возросло.  В Серпуховский район прибывают беженцы с территории юго-востока Украины. На сегодняшний день в Серпуховском муниципальном районе находится 31 человек. Из них 13 детей дошкольного и школьного возраста. Все расселены. Школы Серпуховского района и детские сады посёлка Авангард,  в/ч Сьяново, поселений Турово  и Большое Грызлово готовы принять всех прибывших для прохождения обучения с учетом места проживания. В нашей школе на 27.08.2014 прибыло 5 семей с Украины.

 

    Трудности работы социальных педагогов с такими семьями определяются как объективными, так и субъективными факторами. К числу основных объективных факторов следует, прежде всего, отнести закрепленное Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также действующим Уголовным кодексом РФ (ст.137) право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной жизни.

      В ряду элементов частной жизни, защищаемых законом, Уголовный кодекс выделяет: «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан». Одновременно ст.139 Уголовного кодекса предусматривает наказание при «незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица».

     Таким образом, социальный педагог может осуществлять защиту прав, здоровья, а порой и жизни детей от недееспособных родителей только в рамках соблюдения вышеуказанных нормативных актов.

 

     При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью, вот только некоторые из них:

- малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка;

- отдельное проживание молодых супругов — отсюда утрачивание семейных традиций, затруднение передачи опыта семейного воспитания;

- специфика влияния неполной семьи на ребенка;

- дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей;

- продолжение обучения молодых родителей;

- поглощение духовных  интеллектуальных запасов так называемым «вещизмом».

На примере одного класса школы: из семей 15 обучающихся - 6 неполных семей, 26% родителей работают в Москве, 13% - безработных родителей.

 

     Работа социального педагога с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

   

     В практике сложилась наиболее рациональные формы: общие и классные собрания родителей, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстового материла, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родителей привлекают к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководить кружками, выступать перед родителями и детьми, участвовать в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

          Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательное воздействие родителей ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

     Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

     Преимущество индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

     Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей, не выполнить просьбу родителей можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

     Индивидуальное общение не только дает возможность социальному педагогу оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

     Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены необходимые условия.

 

     Особенно это относиться к родителям первоклассников — ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский садик, впервые расстаются с ними и очень волнуются.  Чтобы в будущем рационально спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:

1.1. Ф.И.О.

2. Возраст.

3. Образование.

4. Место работы, телефон.

5. Общественные работы.

6. Квартирные условия.

7. Общий заработок семьи.

8. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать.

2.1.Ф.И.О. Ребенка.

2. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время.

3. Какие игры предпочитает.

4. Какие виды спортивных развлечений больше любит.

5. С кем чаще играет (с мальчиками или с девочками).

6. Как ведет себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив).

7. Какие обязанности имеет дома.

8. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.

3.1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка.

2. Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг.

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей.

4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка.

5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка.

6. Какие методы воспитания вы предпочитаете (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрение, дружеские контакты или что-то другое.)

     Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что социальному педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с данной семьей, особенно системы работы школы в целом.

     Правильная организация социально-педагогической деятельности способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.

 

Список литературы.

Васльков Т.А. Василькова Ю.В Социальная педагогика: учебное пособие. 1999г.

Мудрик А.В Социальная педагогика: учебное пособие-М 2000г.

Реан А.А Семьи и дети группы риска 2004г.№3

Социальная педагогика/ Под ред. В.А.Никитина.-М 2002

Помощь родителям в воспитании детей: Пер. С англиского/ Общ.ред.В.Я.Пилиповского-М 1992г.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция :учебное пособие.2000

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.Учебно пособие./Смирнов С.А. Котова И.Б. Шиянов Е.Н 1999.

Филонов Л.Б.

П.Ф.Каптерев О семейном воспитании : учебное пособие/Сост. и автор комент. Андреева.И.Н.2000г.

Титаренко В.Я Семья и формирование личности-М. 1987г.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.,2001

Зактова И.Н. Социальная педагогика в школе.-М.,1996г.

Методика и опыт работ социального педагога /Под. Ред. Л.В. Кузнецовой.-М.,2005

Семья. Социально-психологические и этические прблемы семьи: Зацепин В.И. И др. Киев, 1990г.

Социальный педагог Волкова А.П « рабочая программа социального педагога» 2008г.

Овчарова Р.В. Справочная книга социальной педагогике М-2004г.

Социальная педагогика.Под общем ред. М.А. Галагузовой М-2000г.

Интернет ресурсы.

 

Социальный педагог Кузнецова Татьяна Егоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Снежная_кошка (29.08.2014)
Просмотров: 1812 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: