МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Учителю-логопеду

Полисенсорные технологии

                           ПОЛИСЕНСОРНЫЕ   ТЕХНОЛОГИИ

                   В  ОБУЧЕНИИ    ДОШКОЛЬНИКОВ   чтению

                                      (методические рекомендации)

                                                                              Глазунова Л.В. МОУ ЦПМСС

 

В последнее время много говорилось о том, что школа  предъявляет к детскому саду завышенные требования. С целью устранения перегрузок стали разрабатываться здоровьесберегающие технологии и адаптивные методики, которые привлекают внимание и педагогов, и родителей.  Адаптивная модель образования – это создание условий для каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода.

Образовательные технологии, позволяющие учителю – логопеду осуществлять коррекционно – развивающую деятельность в зависимости от нейрофизиологических особенностей детей, относятся к нейропедагогике.  В дошкольных учреждениях не существует четкой системы использования нейропсихологических технологий. Чаще используется индивидуальный подход к оцениванию уровня знаний и умений ребенка  на основе диагностики и мониторинга образовательного процесса.

Существует много тестов для определения нейропсихологического типа ребенка. Учителям – логопедам известны диагностические задания А.Р. Лурия, А.В. Семенович. К сожалению, на логопункте мы не имеем возможности для обширного и тщательного обследования. Поэтому в практике используем эксресс – диагностику, в которой лишь две оценки:

+ (в пределах нормы) – задание выполнено самостоятельно или с незначительной помощью взрослого;

-   (дефицит психической функции) – задание не выполняется вовсе или после нескольких неудачных попыток с обязательной помощью взрослого.

 

   Чем раньше начать проводить коррекционно - развивающую образовательную деятельность адекватными методами, тем эффективнее будет обучение. Это касается не только детей с отклонениями в развитии, но и их сверстников с нормальным уровнем развития, потому что каждый ребенок учится и запоминает информацию  в соответствии со своими нейропсихологическими особенностями.

 

На индивидуализации методов обучения в соответствии с когнитивным стилем, т.е. нейропсихологическим типом ребенка как основном принципе лечебной педагогики настаивает А.Н.Корнев («Дислексия и дисграфия у детей» , 2002г.). Он указывает, что педагогу важно знать, какой из анализаторов у ребенка «сильнее», т.е. определить ведущую модальность или канал восприятия – аудиальный, визуальный или кинестетический. Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы необходимо излагать материал на доступном детям языке с опорой на слуховое, зрительное и тактильное запоминание, т.е. учить полисенсорно. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но и научит использовать менее развитые модальности (сенсорные каналы) в процессе обучения. 

Занимаясь с детьми-визуалистами, лучше использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Можно применять цветовую маркировку слогов.

Работая с детьми-аудистами важно использовать музыку, изменять голос (громкость, паузы, высоту, интонации).

На занятиях с детьми-кинестетиками мы используем жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов, а также предлагаем играть роль различных частей информации. Например, в игре «Живое слово» дети с удовольствием играют роль звуков.

Если учитель - логопед занимается одновременно со всеми детьми, то необходимо излагать материал во всех трех модальностях, продумать разнообразные упражнения, чтобы каждый ребенок мог выбрать для себя наиболее доступные, соответствующие его когнитивному стилю.

 

         Иногда мы слышим от родителей: «Зачем учить ребенка читать в детском садике? Его всему научат в школе».

 

А.Н. Корнев считает, что дети с нарушениями речи в первом классе с трудом усваивают навык чтения (основой которого является синтез звуков) одновременно с письмом (преимущественно аналитическим навыком). У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму – позже, в школе. Особенно это касается детей, угрожаемых по дислексии, имеющих нарушения  сенсомоторных функций и общее недоразвитие речи.

 

Обучать детей первичным навыкам чтения  можно с 5 лет. Начинать образовательную деятельность необходимо с формирования функционального базиса  или психологических предпосылок чтения,  т.е.  стимуляции слухового внимания и развития фонематического восприятия, развития зрительно-пространственных координаций, развития сукцессивных способностей детей.

После того, как ребенок подготовлен, можно приступать к формированию  первичных навыков чтения. Адаптивная модель обучения предполагает максимальное использование индивидуального подхода к детям. Следовательно, учитель – логопед определяет сроки начала обучения (которые зависят от уровня психического развития детей) и подбирает различные методы и приемы, соответствующие когнитивному стилю каждого ребенка.

В дошкольном учреждении более благоприятные условия, чем в школе, для формирования первичных навыков чтения и  индивидуализации образовательной деятельности. Детям  не повредит, если им в игровой форме рассказать, как буквы, становясь рядом, начинают «петь разные песенки», тем более, что некоторые дошкольники уже в четыре – пять лет знают более десяти букв.   В детском саду есть все условия для того, чтобы превратить скучные умственные упражнения в увлекательную игру. Ребенку не надо навязывать обязательное выполнение  заданий, его успехи или неудачи не оцениваются, а лишь поощряются. Если у ребенка нет желания учиться читать, можно предложить ему понаблюдать, как это делают его товарищи. Видя, с каким воодушевлением малыши складывают буквы, поют звуки, чтобы отгадать написанное слово, кажется, что это самое увлекательное занятие на свете. А радость первого прочтения нескольких слов можно сравнить с подарком Деда Мороза на Новый Год! Важно лишь поддерживать интерес к занятиям, а для этого педагог  должен подготовить много интересных и красочных пособий, соответствующих возрасту детей, ведь дошкольники должны не учиться, а играть.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖМОДАЛЬНЫХ ПЕРЦЕПТИВНЫХ                                       ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

 

        

        Для  обучения чтению необходим достаточный уровень развития оперативной памяти. Именно тогда ребенок легко запоминает буквы, узнает «в лицо» слоги и слова, а затем начинает читать осознанно, т.е. запоминает порядок слов в предложении для того, чтобы понять смысл всего предложения.

       «Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей ребенка является сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, т.е. перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез» (Семенович А.В.)

Учитель - логопед может использовать различные виды межмодального переноса.

 

1. «Перевод из тактильной в зрительную модальность»

 

Буквы вырезают из наждачной или бархатной бумаги. На листе бумаги такие же буквы рисуют в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать букву (как правой, так и левой рукой), а затем, открыв глаза, найти ее среди нарисованных на листе.

 

2. «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность»

 

Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать букву (правой и левой рукой), а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушанного ряда звуков.

 

3. «Перевод из зрительной в тактильную модальность»

 

Ребенку показывают букву. Он должен найти такую же на ощупь в «чудесном мешочке».

 

4. «Перевод из зрительной в слухоречевую модальность»

 

Ребенок называет буквы, которые показывает ему взрослый.

 

5. «Перевод из слуховой в зрительную модальность»

 

Воспроизводится определенный звук речи (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующую букву или изображение предмета, название которого начинается с этого звука.

 

6. «Перевод из слуховой в тактильную модальность»

 

      Педагог произносит отдельный звук речи. Ребенок должен на ощупь найти         соответствующую букву.

 

Таким образом происходит обучение ребенка разным мнемотехникам.

 

        Учитывая возраст детей, лучше предлагать для чтения слова и слоги, напечатанные на карточках или таблицах крупными буквами. Детям будет интереснее соединять буквы в слоги, если буквы «превратить» в маленьких человечков, которые могут перемещаться, ходить друг к другу в гости, здороваться, петь вместе песенки. Тогда учение становится увлекательной игрой.

                                 

«Буквы идут в гости»



 

 


                                                                                                  А  П

 

                                                                                                  У  П

 

 

                                                        О  П

 

 

«Буквы поют песенки»

 

 

                   также   М О, НА, СУ

 

              

 

 

 

 

 

 

Нельзя забывать, что обучение чтению дошкольников должно быть по возможности многосенсорным, т. е. с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие.  Я стараюсь организовать упражнения в разных модальностях, т.е. чтобы дети могли слово увидеть, услышать и потрогать руками.

       Например, аудисты лучше читают слова вслух, чем про себя, часто при чтении шевелят губами. Перед чтением для них полезны упражнения типа «Поймай слово» на синтез слов из звуков, когда я последовательно произношу звуки, отделяя их друг от друга небольшими паузами, а дети   должны догадаться, какое слово получится. Чем длиннее промежутки между звуками, тем труднее ребенку «собрать» или «поймать» слово.

       Еще более сложный вариант, когда логопед считает звуки: первый звук – Ж, второй – У, третий – К. Получилось слово ЖУК. В этом упражнении можно объединить интересы аудистов  с интересами других детей, у которых преобладает визуальная или кинестетическая модальность. Для этого дети, слушая звуки, последовательно выкладывают на столах квадратики разного цвета: синий (согласный звук Ж), красный (гласный У), синий (К). Тем самым они складывают схему слова, которое затем будут читать. Дети - кинестетики с удовольствием составят «живое слово», изображая роль звуков.

       Визуалисты хорошо запоминают слова, которые уже видели и читали. Для них интересны задания, в которых требуется быстро найти заданное слово или слог среди других.  Поскольку дети - визуалисты запоминают зрительные образы слов, то рядом с прочитанным словом им предлагаем разместить соответствующую картинку или символ, «зрительный якорь». Например, прочитав слово «ДУБ», ребенок кладет картинку с изображением дерева. Ребенка–аудиста просим устно объяснить значение прочитанного слова. Что такое «ДУБ»? (Это дерево.)

       Если детям с доминирующим зрительным каналом восприятия помогает при чтении выделение отдельных слогов в слове разным цветом, то ребенку, опирающемуся в учении на слуховое восприятие, можно подсказать начало слова.

        Дети-кинестетики при чтении водят пальцем по слову. Им интересны задания,  когда слово нужно не только прочесть, но и напечатать, выложить из отдельных элементов, деталей конструктора. Поскольку они опираются на мышечную память, то им полезны упражнения, которые мы называем дермолексией и графоробикой. Я «пишу» пальцем на ладонях ребенка сначала букву У, затем букву М. Что получилось? (Ум.) Более сложный вариант, когда буквы пишутся на спинах детей.

Дети с удовольствием конструируют буквы также из своих пальцев, из тела, рук и ног. Веселятся, когда, взявшись за руки, получают букву М. Затем, положив руки на плечи друг другу, обнаруживают, что стали похожи на букву П.

    

       Полисенсорные  технологии позволяют педагогу  в процессе образовательной деятельности использовать самые разнообразные и интересные детям игры и упражнения. В последнее время учителя – логопеды  стали применять в своей коррекционно – развивающей работе мультимедийные программы, объединяющие графическое изображение, звук и анимацию.   Всем известны такие компьютерные программы, как «Игры для Тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать».

       Я использую на занятиях презентации. Изготавливаю их сама или нахожу в интернете. Также мне нравятся интерактивные тренажеры, например, «Учим звуки и буквы».

        В нашем дошкольном учреждении предоставляется возможность проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в сенсорной комнате, наполненной уникальным электронным, светящимся оборудованием и дидактическими модулями. В условиях «волшебной» сенсорной комнаты  происходит активная стимуляция всех анализаторных систем и ускоряется образование межанализаторных связей.

       Я использую  оборудование сенсорной комнаты, когда знакомлю детей с буквами и звуками. Детям нравится проводить рукой по светящимся «магическим нитям» и одновременно пропевать гласные звуки. В сухом бассейне можно находить шарики, соответствующего звукам  цвета (красные, синие или зеленые) и составлять из них схему слова.  А из светящегося фиберволокна интересно выкладывать буквы.

       Сенсорная комната – это комфортная среда, наполненная светящимися стимулами, приятными ароматами, красивой музыкой и различными тактильными модулями.  Попадая в эту «комнату – сказку», дети эмоционально расслабляются  и исследуют окружающее. Проводя занятия или часть образовательной деятельности в сенсорной комнате, мы развиваем у детей не только органы чувств. Полисенсорные технологии позволяют в игровой форме формировать базовые познавательные функции, на основе которых у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности.

 

 

            Литература

 

1.     Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей» - С.Пб., 1995.

2.     Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению» - М., 1999.

3.     Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» - М: Академия, 2002.

4.     Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии» - М., 2000.

 

 

 

Категория: Учителю-логопеду | Добавил: zhavoronka (29.11.2013)
Просмотров: 3958 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: