Сейчас
наши дети отличаются от нас больше, чем когда-либо: за весь известный нам
отрезок истории ничего подобного еще не случалось.
Они
не откликаются на тактику внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на
ранних этапах в семье и общественных учреждениях, плохо реагируют на
принуждение, нотации, наказания, изгнания из класса, запреты выходить на
перемену и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми
пользуются учителя и родители. Школьный директор (самый большой начальник!) не
внушает им такого почтения, какое питали к нему некогда мы. На этих детей не
действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые
они не огрызаются и с помощью которых их можно поставить на место.
На
что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к разумным
личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши
взрослые трудности – для нас. Эти дети откликаются на уважение к их праву
выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только
помочь. Они отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали
как нечто значимое.
Что
им нужно – так это ощущать радость от учебы и новых открытий, а также побольше
читать об истории, математике, физике, экологии и науках о земле, чтобы
воплощать свои идеи в жизнь. Этих детей
нужно научить тому, что читать можно просто ради удовольствия от чтения, а еще
тому, как видеть все вокруг по-своему.
Им
нужно знать, что они не одиноки. И тогда они смогут учиться по-новому. Тогда
они приложат все силы, чтобы понять, как много способны им дать мы, взрослые,
но только в том случае, если мы тоже проявим интерес к тому, что могут дать нам
они.
Они
знают, что будут править миром. Они знают, что у них будет широкий выбор, и
побаиваются этого. Они, все до одного, хотят делать лучшее, на что способны,
кем бы ни довелось стать – звездой футбола или ученым. Они хотят быть заметными
и особенными, хотят, чтобы их услышали. Самое главное, они – все как один! –
хотят делать что-то хорошее.
Они
не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть неблагополучные дети. У многих из
них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы
правильно ею распорядиться. Конечно, не всем это удастся. У одних эта сила
настолько спокойна, что остается едва заметной, у других она выплескивается
наружу бурным потоком. Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от
нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Так они
смогут осознать, что им «все по плечу», и не утратят своих мечтаний о грядущем
величии.
Пусть
нам кажется, что это лишь дети, описывающие простодушные грезы и фантазии, но в
действительности это полноценные люди, стремящиеся найти свой путь в жизни и
обуздать собственную силу. Когда слушаете их, прислушивайтесь именно к этому.
Когда говорите им что-то, рассказывайте о великих свершениях и говорите
разумно. Когда призываете их к порядку, делайте это честно и открыто, держась в
тех рамках, которые понятны детям и нерушимы для вас. Это и есть уважение. Это
они понимают. И на это они непременно откликнутся.
Они приходят в этот мир совершенными – и
попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что
хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочное
и дурное.
Они твердо знают, как должны относиться друг
другу человеческие существа. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и
любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и
насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками
на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют,
когда к ним обращаются, как к взрослым. Наши дети знают, чего хотят, и
непременно объяснят это нам, если мы будем открытыми и научимся слушать их
по-настоящему. Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются
простыми шагами по изменению поведения, но только если мы хотим начать с себя.
Серьезное отношение к точке зрения ребенка может оказаться для многих
непривычным.
Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший
способ узнать детей – общаться с ними!
Они носители глубочайшей мудрости, если к ним прислушаться.
Только
будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы
можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим
проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как вы бы хотели,
чтобы они говорили с вами. Посмотрите на себя их глазами и ответьте на ряд
вопросов:
1.
Какой меня видит мой ребенок?
2.
Чувствует ли он, что я его люблю?
3.
Считает ли он, что я его понимаю?
4.
Есть ли у него основания считать меня справедливым, добрым, отзывчивым
человеком?
5.
Нравится ли ему, как я с ним говорю?
6.
Хотела бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?
7.
Если я, когда мы ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?
8.
Хотела бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?
9.
Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?
10.
От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?
11.
Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы оба занимаемся с
удовольствием?
Особенности
современных детей
Они
могут читать вас, как открытую книгу, быстро подметить и незаметно
нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать ими. И делают это так, что
вы этого не осознаете! Они от природы обладают установкой прорабатывать все
самостоятельно и хотят только, чтобы их немного направляли, при условии, что
руководство осуществляется уважительно по отношению к ним и обеспечивает
реальную свободу выбора.
Они
приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо
проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно
если им нравится предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий
уровень развития в области их интересов. Приобретение жизненного опыта помогает
им лучше учиться, поэтому они сами решают, в какой области необходимо его
набираться, чтобы разрешить насущные проблемы или пополнить свои знания. Они
реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми
взрослыми.
С
помощью своей интуиции они не только прекрасно распознают скрытые намерения и
мотивы других людей, но и с не меньшим мастерством могут переключить внимание
их же авторов на другое. Часто используемый ими метод психологического
«давления на кнопки» приводит к тому, что их считают нонконформистами. Если они
замечают скрытый мотив в ваших попытках заставить их сделать что-то, они упорно
сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. С их
точки зрения, если вы не выполняете своей части работы в поддержании
взаимоотношений, они имеют полное право бросить вам вызов.
Дети
– прекрасные знатоки «кнопок»: они работают с нами, взрослыми, чтобы помочь нам
узнать, как мы манипулируем своими партнерами. Поэтому, если вы постоянно
сталкиваетесь с сопротивлением со стороны
детей, первым делом проверьте себя. Возможно, они держат перед вами
зеркало или в своей непримиримой манере просят вас помочь им в установлении
новых границ, проявлении их скрытых талантов и способностей или в подъеме на
новый уровень развития.
Принципы
воспитания современных детей
1.
Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом
творческий подход к их воспитанию.
· Давайте выход их чрезмерной физической
энергии. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации.
· Позвольте ребенку самому устанавливать
границы, а не наоборот. Даже попросите ребенка об этом. Вы будете удивлены,
когда узнаете, на что способен ваш ребенок.
2.
Обращайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них
взрослые обязанности.
· Давайте
детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать
свое мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того,
предоставляйте им несколько возможностей для выбора!
· Не говорите с ними свысока.
· Слушайте их! Они поистине мудры и знают
такие вещи, которые вам неведомы.
· Проявляйте к ним уважение ничуть не
меньше, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу.
3.
Если вы говорите детям, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно,
они вам не поверят.
· Они не поверят вам, что вы их любите,
если вы относитесь к ним неуважительно. Никакие слова в мире не заменят
проявлений искренней любви.
· Ваш образ жизни и ваше поведение в семье
помогут со всей очевидностью ответить ребенку на вопрос, любите вы его или нет!
4.
Общение с ребенком – это одновременно
тяжелый труд и привилегия.
· Он заметят любую хитрость. Даже не
пытайтесь с ним хитрить!
· Не забывайте наблюдать за общением детей
– у них многому можно поучиться!
|