Как разговаривать с беспокойным ребенком
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение,
злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил»,
«ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых),
бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
2. Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно,
показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем
общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с
ним позже.
3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут,
отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и
заинтересованность.
4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на
них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать
недовольство, раздражение, нетерпение.
5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие
пространного ответа.
6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно
и важно то, о чём он говорит.
7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя
выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким
«нет», объясните, почему вы не можете её выполнить. Не ставьте условия для
выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Вы
можете поставить себя в неловкую ситуацию.
Что
делать в сложной ситуации?
1.
Научиться не придавать «проступку» чрезвычайное значение, сохранять спокойствие
(не путать с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даёт
понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не
означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его
проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к
нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах
возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения
взрослого. Нужны требования плюс спокойствие и доброжелательность. Ребёнок
должен осознавать, что требование – это не прихоть взрослого, а отказ – это не
демонстрация враждебности, не наказание за проступок или просто ваше невнимание
к его просьбе.
2.
Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или из-за
ошибки взрослых.
3.
Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребёнка. Тактика «ты плохо
себя ведёшь – ты плохой» порочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации,
снижает самооценку, создаёт ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети
так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»
4.
Обязательно объяснить ребенку, в чём его проступок и почему так себя вести
нельзя. Однако если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов
шлёпнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться нехорошо.
5.
Не стоить злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики),
стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и
боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в
этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая».
6.
Не стоит ставить в пример «непослушному» ребёнку хороших братьев и сестёр,
сверстников, укоряя словами: «Есть же нормальные дети, которые не изводят своих
родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в
руках, а значит, не умеют себя вести, – это не очень хороший пример для детей.
Диск «Психологическая работа в ДОУ»
Издательство «Учитель»
|