Региональный
семинар "Особенности и потребности современного ребенка"
Круглый
стол « К школе готов!»
разработан:
педагогом-психологом МБДОУ
ЦРР
№4"Сказка" Балашовой Л.С.;
педагогом-психологом
МБДОУ
№3 "Незабудка" Егоровой И.В.
Быть готовым к школе - не значит
уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит
быть готовым
всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Задачи:
1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о
проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2. Выделить направления сопровождения ребенка;
3.
Поделиться
опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.
Материал: экран, ноутбук для презентации, плакат « Дерево», листья
к плакату, стикеры, раздаточные карточки с ситуациями.
План
занятия:
1.
Знакомство с участниками « круглого стола»
·
Игра в кругу «Передай мяч соседу и назови свое имя и место
работы».
·
Упражнение – игра
на сплочение, внимание « Поменяются
местами те, кто…»
Игра проводится в кругу. Один стул убирается.
Водящий произносит: «Поменяются местами те, кто...(имеет кольца, пуговицы,
заколки; в джинсах, юбках, сапогах; чистил зубы утром, любит брюнетов и т.д.)
Участникам в соответствии с указанными
признаками надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел занять
освободившееся место, занимает место ведущего и игра начинается снова.
2. Вступительное
слово.
Проблема
готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и
педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности,
связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного
материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о
том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно
эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы
готовила его к обучению в начальной школе.
На данном семинаре мы постараемся все вместе
выработать структуру психолого-педагогического сопровождения будущего
первоклассника.
3. Работа за столами подгруппами. Составить «портрет идеального первоклассника».
Зачитываются варианты ответов.
4. Родители
будущих первоклассников, воспитатели, учителя начальных классов заполняли
анкеты, в которых нужно было проранжировать
степень значимости качества будущего первоклассника. Знакомство с
результатами ответов.
Что
же это такое « готовность к школе?»
5.
Определение понятий.
Давайте разобьемся на две группы и постараемся
сформулировать понятие «готовность ребенка к школе»
Работа в группах
Итак, готовность к школе - это…..
Готовность
к школе - это, прежде всего
психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка,
сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.
Готовность
к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей)
ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных
стимулов в обучении.
Психологическая
готовность определяется системой
требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе,
произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение
знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание
контактов с товарищами по учебе.
6. Особенности
работы педагогов с современным дошкольниками.
Как
уже отмечалось в докладе С.М. Дмитриевой, ребенок стал другим. Сегодня
изменились как требования общества, предъявляемые к ребенку, так и изменились
сами дети. У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как :
•
Снижение
когнитивного развития детей дошкольного возраста.
Только до 20% дошкольников
имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как
внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные
координации, речь и произвольная регуляция деятельности.
Дети, имеющие
несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе
высокого риска и составляют от 5 до 7%. Большинство будущих первоклассников
имеют средний уровень сформированности перечисленных функций. У 35% отмечены
трудности организации деятельности - непонимание инструкции, неумение работать
по плану и контролировать правильность выполнения работы, проверять, находить и
исправлять ошибки. Крайне низкий уровень
действий, где требуется внутреннее удержание правил и оперирование в плане
образов. Трудности зрительно – пространственного восприятия наблюдаются у 30%
детей, что согласуется с данными РАО. Эти сложности являются предвестниками
сложностей в обучении навыкам письма и чтения. Значительное число детей (до
45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления.
Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации
ребенка в семье и детском саду.
•
Недоразвитие
мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности (из-за снижения уровня
развития сюжетно-ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое
значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности
этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению.
•
Снижение
уровня детской любознательности и воображения.
•
Разрушение
детской субкультуры, дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.
Пространство,
в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с
окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не
хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность
сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для
детей и партнерами по игре и няньками.
Формируется
тип личности не деятеля, а пассивного созерцателя.
•
Рост
числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди дошкольников не более
15% детей можно назвать здоровыми (20 лет назад их было 23%), 40% имеют
отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, примерно столько же
страдают разными неврозами.
В
отличие от 60-х годов, когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов
физического созревания детей, уже с 90-х годов учеными-медиками зафиксирован
обратный процесс-процесс децелерации, замедления темпов роста и физического
развития.
Также произошли изменения в
отношениях детей и родителей:
•
Снижение родительской мотивации (хочу быть
хорошим родителем, но ничего не хочу делать).
•
Низкая
культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к
резкому возрастанию семей неполных. Прогнозируется увеличение доли таких семей
до 40%.
Все это требует смещения
акцентов в работе. Педагогам нужно учиться работать с такими детьми.
Изменилось
также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками
взрослые, родители устраивают предшкольный
бум.
Проведенный
опрос родителей детей от года до трех лет, посещающих ясли, показал, что 67,6%
родителей ожидают от детского дошкольного учреждения главным образом интеллектуального
развития своих малышей, которым
в первую очередь необходимо овладеть навыками самообслуживания и общения с
детьми и взрослыми.
Вот
оно, главное противоречие сегодняшнего
воспитания: родители строят "светлое будущее", а ребенок хочет (и
вправе) получать удовольствие от
сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и
интересных занятий.
Возникает
замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования
школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям. Педагогам необходимо
учиться работать с такими родителями, заставлять задумываться, какова цена
усиленной интеллектуальной подготовки к школе, разъяснять им критерии
готовности детей к обучению. И чем больше будет "здоровых" родителей,
для которых главное - счастье ребенка сегодня, которые будут иметь научные
знания о готовности к школе, тем меньшим ажиотажем будет сопровождаться период
подготовки к школе и меньше проблем будет у детей в самой школе.
Мы
должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе
нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга.
готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно
между собой связаны и взаимообусловлены.
Готовность
к школе - это не "программа", которой можно просто обучить
(натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка,
развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях
жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в детском саду, в семье и
в других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а
непрямым образом - через "участие в жизни".
7. Вспомним, основные компоненты «готовности к школе».
Работа с плакатом « Дерево»
Мотивационный компонент Интеллектуальный компонент Эмоционально - волевой компонент Коммуникативный компонент
8. Работа в группах
Сформулируем определение каждого
из компонентов.
Резюме: итак
Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.
Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития
познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно- образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Волевой компонент
- умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления
с
ним
как
с
эталоном (образец может быть дан в форме действий
другого человека
или в форме правила).
Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного
общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
9. Упражнение « Мозговой штурм»
Какими
методами можно помочь в развитии этих компонентов? У педагогов – практиков есть
свои интересные наработки. С помощью
« мозгового штурма» мы постараемся придумать
варианты работы по каждому из компонентов и в виде листочков прикрепить на наше
дерево (зачитываются варианты решений).
Итак,
чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них
познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной
деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
Самый
главный показатель готовности к школе у Безруких М.М. (а это подтверждают и физиологические
исследования, и анализ анкет учителей начальных классов) – умение ребенка
принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это
любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что – то
сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, он пока не умеет воспринимать
инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него огромная познавательная потребность, он хочет все знать, думать. Значит, взрослые должны построить занятия так, чтобы
заинтересовать детей.
Второй
показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу и умеет исправить то, что он сделал
неправильно. Еще один важный показатель – умеет ли ребенок принимать помощь
и попросить помощь. Всему этому его надо
учить. С ребенком надо работать.
Может показаться, что в работе с детьми, стоящими
на пороге школы, нужно больше времени уделять занятиям школьного типа, и не
тратить времени на несерьезные занятия: игру, конструирование, лепку, прогулки.
Хотя возможности 6 –леток в усвоении знаний велики, но они потребуют огромных психических
и физических сил. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности
психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым ошибкам.
Поэтому игра, как главное отличие дошкольника от школьника, позволяет
формировать все компоненты готовности к школе.
Велика роль и учебной деятельности, где
приобретаются зачатки специальных учебных навыков.
10.РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ.
Участникам
раздаются карточки с ситуациями,
которые встречаются при подготовке ребенка к обучению в школе. Упражнение проводится в форме дискуссии
за «круглым» столом.
Ситуация. Саша (6 лет) в семье был
ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и
капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими,
своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной
самооценки.
Какой
компонент готовности не сформирован у
Саши. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.
Что можно посоветовать родителям?
Ситуация. Мама Вани (6 лет)
считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для
обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что
и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном
мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован?
Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять?
Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое.
Не умеет сосредоточиться, работу выполняет
неаккуратно, задания выполняет с неохотой.
Какой компонент
готовности не сформирован? Что можно
посоветовать родителям?
Ситуация.
Проанализируйте
высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким
результатам:
"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда" «,В школе программа трудная"
.Ситуация.
Отец часто озадачивают ребенка вопросами,
которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и
ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с
ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.
Какие качества разовьются у ребенка?
Ситуация. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с
гордостью говорят: - Все перечитали.
Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?
Трудно
сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе
являются более существенными, а какие
второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития
хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к
сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку
с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать
настоящим школьником.
11.
Интерактивная игра « Связывающая нить».
Участник, которому передали клубочек
ниток, делится впечатлениями о занятии и, обмотав нитью
свой палец, передает клубок следующему участнику.
Литература:
1.
Безруких М.М. Как
помочь первокласснику хорошо учиться.
a.
М., Астрель. 2003г.
2. Бережнова О.В. Работа с семьей при подготовке детей к
школе.
a. Санкт – Петербург, 2011г.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., Н.П.О.
4. Образование. 1996г.
5. В. К. Загвоздкин
Готовность к школе и эмоциональный интеллект.
Москва.
Чистые пруды. 2008г.
6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности
детей к обучению в школе. М.,1991г.
7. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе
формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации
новых образовательных стандартов. Москва. УЦ Перспектива. 2012г.
8. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что
нужно знать родителям будущего первоклассника.- Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
9. Нижегородцева Н.В Психолого – педагогическая
готовность ребенка к школе. Москва. Владос.
2001г.
10. Оганесян Н.Т.
Методы активного социально – психологического обучения. Москва. Ось – 89.2002г.
11. Кирсанова В.Г.
Лекции в ПАПО, 2011год
|