Границы понятия «трудный ребенок» очень размытые. Причем для родителей,
психиатра, классного руководителя, других детей оно может кардинально
различаться. Некоторые родители склонны считать своего ребенка трудным, если он
просто несговорчивый, импульсивный и самолюбивый.
Они постоянно всем вокруг жалуются: не могу приучить к горшку; ему 2 года, а он все не
хочет отказываться от пустышки; опять дрался в детском саду; битый час не могу успокоить ребенка; учительница каждую неделю
в школу вызывает. «Ох, как же с ним трудно». Для психиатра трудный
ребенок – тот, кто имеет психические заболевания, осложняющие его социализацию;
для классного руководителя – тот, кто не может вписаться в коллектив – «изгой»
или, напротив, «тиран» класса; для милиции и органов опеки – хулиган,
который ворует, курит, пьет, портит чужое
имущество, - в общем, совершает осуждаемые социумом поступки.
Чтобы оправдать собственные неудачи и просчеты в воспитании, взрослые
придумали название «трудный» — ребенок, которого неудобно и трудно воспитывать:
сколько ни наставляй его на путь истинный, а все как о стенку горох. Это слово
чаще употребляется по отношению к подростку (11-17 лет), к младшим
детям оно применяется реже: они более «удобны», послушны и еще не могут
открыто заявить свое «я». Можно сказать, что «трудный» — это характеристика не
столько подростка, сколько его взаимоотношений со
взрослыми. Трудные дети не доверяет взрослым, недолюбливают, а то и
презирают их; взрослые, к сожалению, зачастую платят той же монетой.
Воспитание
"трудных" детей
Одна из первоочередных
задач в работе с «трудными» детьми состоит в установлении с ними доверительных
отношений. Ваша дочь приносит из школы двойки?
Ваш сын прогуливает уроки и дерется с одноклассниками? Все эти трудности
временны и преодолимы, если вы любите своего ребенка и понимаете его.
Не спешите ругать и наказывать. Прежде всего,
расспросите о причинах неудобного вам поведения. Вполне может статься, что
неудовлетворительные оценки вызваны тем, что дочь, при всем старании, не может
усвоить материал, т.к. недостаточно понимает объяснения учителя. А драки с
одноклассниками характеризуют вашего сына не как забияку и скандалиста, а
человека, умеющего постоять за себя. Может, это не совсем уж и плохо?
Помощь
"трудным" детям
Даже если ваше чадо
далеко «не подарок» — быть не может, чтобы в нем не было замечательных и
достойных похвалы качеств! Да, сыну не дается учеба, но зато в беге на длинные
дистанции ему нет равных. Пусть ваша дочь вспыльчива и несносна, но
нарисованные ею картины оценили даже взрослые художники. Помогите ребенку найти
дело по душе, которое даст ему возможность раскрыться с лучшей стороны.
Каждый человек хочет добиться признания и уважения окружающих; сделайте так,
чтобы ваш ребенок тоже мог почувствовать собственную значимость: он
замечательно танцует, пишет стихи, готовит борщ лучше мамы — всегда можно
найти, за что похвалить подростка! Поощряйте
занятия в кружках, секциях и ансамблях, помогите сыну или дочери найти друзей
по интересам.
Бывает, что ребенок,
преуспев в каком-то одном деле и заслужив одобрение одноклассников, учителей и
родителей, стремится и во всем остальном быть лучше. Известны случаи, когда грубиян
и забияка становился мягче, сдержаннее и добрее, когда достигал
успехов в спорте и получал признание окружающих. Или лауреат конкурса
юных пианистов старался подтянуть учебу. Этот феномен объясняется тем, что
однажды получив признание, подросток старается «держать марку».
Поэтому опытные и мудрые педагоги могут дать ответственные задания
отпетым двоечникам и хулиганам: например, назначат главным по организации
праздника или судьей спортивных состязаний… Часто такой прием дает положительный
эффект: подросток, которому оказали подобное доверие, начинает лучше
учиться и меньше хулиганить.
Трудных детей почти никогда не бывает в благополучных
семьях. Как же так, скажете вы? Ведь известно много примеров, когда мама,
допустим – врач, отец – инженер, а сын связался со шпаной и не закончил даже 9
классов? Но не всегда чисто внешнее благополучие: материальный достаток,
хорошие квартирные условия, наличие высшего образования у родителей – говорит о
благополучии внутрисемейных отношений. Бывает, что дом – «полная чаша», а
ребенок — нелюбимый и нежеланный, отсюда все беды и проблемы: не получая
понимания в семье, он ищет его на стороне. Часто подросток
связывается с «плохой» компанией, где в чести умение выпить и покурить,
потому, что именно там он нашел признание своих талантов: «Так
замечательно рассказывать анекдоты, как Сашка, никто не умеет!» Или: «Серега
потрясающе играет на гитаре!»
Семейное благополучие – это гармония в отношениях родителей и детей:
любовь, понимание, взаимопомощь, психологический комфорт. Невозможно обозначить
четких критериев благополучной семьи: одна и та же семья может для одного
ребенка быть благополучной, а для другого – нет. Один ребенок чувствует себя
вполне счастливым в неполной семье, другому уход из семьи или смерть отца или
матери доставляет серьезную травму; кто-то спокойно относится к тому, что папа не очень интересуется его школьными
успехами, другой очень сильно обижается на невнимание родителей.
Когда родители и педагоги называют ребенка «трудным»,
они обычно имеют в виду собственные трудности в его воспитании.
А трудно ли самому
ребенку быть «трудным»? Статистика говорит о том, что большинство «трудных»
детей имеют психологические проблемы: они обижены на окружающий мир за
неуважение, отсутствие заботы, а порой и жестокость. Отклоняющееся от нормы
поведение «трудных» часто вызвано протестом против взрослых или желанием
обратить на себя внимание. Родители и педагоги прежде всего должны установить с
подростком контакт и помочь ему преодолеть психологические проблемы, т.к.
«неудобное» поведение «трудного», как правило, — следствие душевного
дискомфорта и неприятия мира. Иногда исправить положение позволяют силовые упражнения для подростков, особенно если они
выполняются "за компанию" с кем-то из родителей — в этом случае не
только происходит "выплескивание" негативной энергии "трудного
" ребенка, но и налаживаются отношения с родителями.
|