КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Ирина Евгеньевна Капкова, учитель-логопед МДОУ «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок».
Елена ЛеонидовнаЗацепина, учитель-логопед МДОУ «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок».
СЛАЙД 1
В настоящее время серьезной проблемой стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. Зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного обучения обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.
СЛАЙД 2
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. В связи с этим в своей работе мы уделяем серьезное внимание проблеме формирования слоговой структуры слова.
СЛАЙД 3
Нарушение слоговой структуры словау большинства детей присутствуетв той или иной степени. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.
СЛАЙД 4
Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим усвоением пространства и формированием пространственных представлений.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
СЛАЙД 5
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агранович З.Е., Большакова С.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е., Маркова А.К., Сафонкина Н.Ю., Ткаченко Т.А., Усанова О.Н., Четверушкина Н.С. и др.Ряд перечисленных выше логопедов разработали собственные технологии коррекции слоговой структуры слова, опираясь на классификацию А.К Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
СЛАЙД 6
Большакова С.Е. предлагает использовать приемы мануального подкрепления, облегчающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями согласных, а также разнообразные игры.
Агранович З.Е предлагает свою систему логопедических мероприятий по устранению у детей младшего школьного возраста нарушения слоговой структуры слова. В коррекционной работе автор технологии выделяет два этапа:
- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- собственно коррекционный (работа ведётся на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка – логопата).
Автор рекомендует создавать дидактические игровые ситуации с использованием сказок.
В основу логопедической работы Четверушкина Н.С. положила принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений. Автор предлагает тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребёнок не допускает в нём ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть «разбито» ребёнком на две-три более простые и изученные слоговые структуры.
Ещё одна технология коррекции слоговой структуры слова принадлежит Ткаченко Т.А. Авторский подход предполагает:
- высокую эффективность, подтверждённую многолетней практической деятельностью;
- наличие подготовительного этапа в виде создания фонетико-фонематической базы;
- уточнение семантики слова до начала отработки его слогового состава, а затем их параллельное закрепление;
- фонетическую доступность всех слов (наличие в них только правильно произносимых звуков);
- использование в качестве вспомогательного средства специальной зрительной и жестовой символики;
- значительное увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- завершение работы не отражённой или заученной, а самостоятельной речью дошкольника.
СЛАЙД 7
Используя в своей работе современные технологии по формированию слоговой структуры слова, мы добиваемся более высоких результатов. Предлагаем вашему вниманию игры и игровые упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова.
Игра «Шумящие коробочки»
Взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают различные звуки. В коробочки можно насыпать: песок, крупу, пуговицы и т.д. Логопед берет коробочку из своего набора, трясет её. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
СЛАЙД 8
Игра «Солдатики»
1 вариант с опорой на наглядность.
Детям даются картинки, предлагается определить количество слогов и прошагать пальчиком столько клеточек, сколько слогов в слове.
2 вариант – без опоры на наглядность.
Эту игру используем на развитие оптико-просранственной ориентации. Детям раздаются мелкие игрушки (можно от киндер-сюрприза) и предлагается прошагать маршрут: вправо, влево, вверх, вниз с просчитыванием шагов.
СЛАЙД 9
Игра «Гусеница»
Предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек (пуговиц, крышек или других материалов).
СЛАЙД 10
Игра «Посчитай-ка»
Упражнять детей в определении количества слогов в слове. Учить сравнивать слоговые составы двух слов, устанавливая между ними равенства или неравенства. Закреплять навык деления слов на слоги, используя математические знаки (<, =, >). Упражнять в умении исправлять неправильно выложенные неравенства, уточняя количество слогов в каждом из двух слов.
Вариант 1. Предложить ребенку прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом их двух слов. Запомнить их количественный состав; сравнить – в каком из них слогов больше и вставить в предлагаемую схему. Можно выкладывать символы слогов, а для сравнения использовать цифры.
Вариант 2. Предложить ребенку уже выложенное заранее равенство (или неравенство).
Вариант 3. Предложить подобрать слово (картинку) для равенства, т.е. подобрать слово с такой же слоговой структурой; для неравенства – с другой (меньшей или большей) слоговой структурой.
СЛАЙД 11
Игра «Соло на ладошках» направлена на ритмическое восприятие слов. Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребенка. Ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках, потешках и считалках – бесценное логопедическое упражнение. Отработка ритмов развивает правильное и ровное дыхание, от которого зависит артикуляция, речь становится плавной и красивой, что в свою очередь предотвращает нарушения слоговой структуры.
Ход игры. Ведущий зачитывает слово на маленькой карточке, а игроки находят у себя соответствующий этому слову ритмический рисунок. Когда все 4 маленьких карточки выложены, игрок проверяет правильность выполнения задания, для этого переворачивает карточки, в центре должна сложиться картинка «Квартет» с желтым кругом.
СЛАЙД 12
Одним из приемов, используемых нами в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова являются компьютерные игры.Материал представлен в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше, тем самым повышая эффективность логопедической работы и сокращая сроки овладения полноценной речевой деятельностью, поддерживает положительную мотивацию к посещению логопедических занятий.
СЛАЙД 13.
Представленный материал является только частью используемых нами игр и упражнений.
Игровая технология в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР является эффективным средством для совершенствования речи.
|