Особенности характера детей, оставшихся без
попечения родителей.
Какими бы похожими ни казались дети, все они обладают своим собственным,
неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые
годы жизни ребенка.
От
чего зависит характер ребенка?
Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают
большое влияние следующие факторы:
- наследственность;
- воспитание;
- поведение родителей;
- окружение (детский сад,
школа).
В начале жизненного пути у ребенка есть наглядный пример для подражания –
его родители. Он сознательно и
бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Поскольку стереотип
поведения у детей, оставшихся без попечения родителей, ломается - для того чтобы
правильно воспитывать своих детей, надо хорошо их знать, знать их
индивидуальные особенности. Надо знать,
каков темперамент ребенка, и в соответствии с этим создавать определенные
условия для его жизни в семье, соответственно по-иному строить свои взаимоотношения
в общении с ним.
Еще
более важно понять, какой характер складывается у ребенка, направить в нужное
русло процесс его формирования, а уже со старшего дошкольного и особенно в начале
подросткового возраста включать ребенка в сознательное целенаправленное
самовоспитание своего характера. Только так можно помочь ребенку разумно
выбрать свой путь в жизни, построить свою судьбу.
Развитие общения у детей в
большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый.
Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление
соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.
Лишенные попечения родителей,
они, как правило, имеют наибольшую потребность в общении. Наибольшие трудности
с становлении характера и личности в целом, может заключаться в следующем
: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении
самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии
самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности
в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими,
вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного
рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной
напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной
чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать
трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной
агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной
импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении
эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности.
Решающую
роль в формировании у детей привычек играет их собственная деятельность, их
стремление, желание выработать у себя привычки полезные, хорошие и избавиться
от плохих. Поэтому формирование привычек возможно лишь
при понимании детьми необходимости хороших и полезных привычек. Для этого надо
создавать в семье определенное мнение, определенные традиции. Родители должны
чаще использовать в Воспитании детей положительные подкрепления: похвалу, одобрение,
поощрение и как можно реже— осуждение, наказание.
Большую роль играет личный пример родителей
и старших. Ведь дети главным образом подражают действиям родителей и других
взрослых. Поэтому родители должны тщательно контролировать свое поведение, не
подавать детям дурных примеров.
Привычки человека
составляют первую и важнейшую основу структуры его характера.
Различают следующие виды привычек:
Бытовые, гигиенические.
Полезные:
соблюдение чистоты, аккуратность в еде, опрятность, соблюдение режима дня,
обязательная утренняя гимнастика, гигиена сна и др
Вредные: неряшливость,
несоблюдение режима дня, курение и т.д
.Нравственные
Хорошие: вежливость,
тактичность, приветливость, готовность прийти на помощь другим, уважение
старших по возрасту и т.д.Плохие: грубость,
бестактность, сквернословие и т.д.
Трудовые.
Полезные:
аккуратность в работе, настойчивость в выполнении работы, трудолюбие, планирование
работы и т.д. Вредные: лень, неаккуратность в работе,
бессистемность и т.д.
Черты характера, выражающие отношение
человека к окружающему миру, к другим людям: общительность — замкнутость, откровенность — скрытность, вежливость —
грубость, тактичность — бестактность, правдивость— лживость,
чуткость, гуманность— жестокость, искренность— лицемерие, доброжелательность —
зависть, идейность — безыдейность, принципиальность — беспринципность,
молчаливость— болтливость, бескорыстность— жадность, доброта— злобность,
жизнерадост^ ность, активность— апатичность, верность — непостоянство, объективность
— субъективность, оптимистичность — пессимизм и т. д.
Черты характера, выражающие отношение
человека к деятельности, к труду:
инициативность — безынициативность; деловитость —
безалаберность; дальновидность — беззаботность; работоспособность, усердие,
настойчивость — инертность; медлительность — торопливость; выносливость;
трудолюбие — лень; деловитость, предприимчивость, пунктуальность, планирование
и т.д
Черты характера, выражающие отношение
человека к вещам и имуществу:
аккуратность
— неряшливость, экономность — расточительность, щедрость— скупость,
практичность— непрактичность; расчетливость, бережливость — небрежность и т.д.
Черты характера, выражающие отношение
человека к самому себе:
самокритичность —
некритичность, требовательность, нетребовательность, скромность — хвастливость,
самомнение, заносчивость, высокомерие; самообладание — растерянность;
гордость; обидчивость; самоуверенность — мнительность; хитрость; упрямство;
угодливость; уживчивость; храбрость — трусость; честность — бесчестие;
целеустремленность и т.д.Все эти черты не
только проявляются в поступках и поведении, но и образуются, формируются в
них. Для того чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно,
чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в
процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится
тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни
человека, а превращаются в привычный для него образ действий.
Укоренившиеся
в ребенке отдельные черты характера в виде привычек и устойчивых отношений
определяют его судьбу. Недаром говорится в известной пословице: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете
характер, посейте характер — пожнете судьбу». Поэтому родители, которые
хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны все время заботиться о
формировании его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек. Важно
научить ребенка различать добро и зло, сформировать у него соответствующее
отношение к добру и иммунитет ко злу.
|