МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Статьи

Почему дети придумывают прозвища?

Прозвища и обзывалки

Почему дети придумывают прозвища? И нужно ли с этим бороться?

   

В глазах родителей ребенок всегда самый лучший. Но как же неприятно бывает узнать, что для сверстников он, оказывается, не Петенька-лапушка-солнышко, а, скажем, Бяшка. Потому что он Баранов. Как с этим мириться — и надо ли?

Прозвища и обзывалки

Эти милые детки

Корней Чуковский утверждал: каждый ребенок от двух до пяти — гениальный лингвист. И вправду: какие мудреные словечки зачастую придумывают наши дети, как это нас умиляет! До тех пор, пожалуй, пока "лингвистические изыскания" не затрагивают область дразнилок и обзывалок. "Шитные иголки", "птичное небо" и "гриб маслоненок" — это мило и трогательно. Но какой-нибудь "слоноух" — это уже неприятно. А кричалка вроде "толстый-жирный-поезд-пассажирный" — надо же такое придумать! Особенно досадно, если кричат о вашем мальчике, а он потом плачет у вас на груди. И ведь бесполезно объяснять этим маленьким "словотворцам", что правильно говорить "пассажирский", и вообще ваш Петя не толстый, а в меру упитанный. Вытаращат глаза, покивают, пропоют дежурное "мы больше не будем", а назавтра к "пассажирному" прибавится еще и старая, как детсадовский мир, "ябеда-корябеда".

А что же ваш Петенька — всегда ли такой лапушка? Придите за ним пораньше и загляните в группу. Не он ли это, прыгая на одной ножке, тычет пальчиком в съежившегося от обиды мальчишку с воплями "рыжий-бесстыжий"? Не он ли дразнит щупленькую девочку "крысюлькой", дергая за тощую косичку? Поразительно, а ведь дома такой вежливый, ласковый.

Когда начинают дразниться?

Первые обзывалки в лексиконе ребенка появляются года в три. Именно в этом возрасте он начинает четко отличать себя от других, в речи закрепляется личное местоимение "я". Если раньше малышу было более-менее все равно, как выглядят его сверстники, то теперь он постоянно сравнивает их с собой — с неосознанной целью найти и определить свое место в мире. И постепенно выясняется, что у каждого ребенка есть свои особенности. Поначалу дети выделяют отличия внешности: у Нади рыжие волосы, Миша носит очки, а Мадина смуглая и кудрявая. Потом замечаются и более сложные вещи: Надя громче всех смеется и ужасно боится прививок, Миша много знает и вместо "л" говорит "в", Мадина быстро бегает и обладает диковинной фамилией. Так вот, первые обзывалки — это всего лишь удобный способ закрепить свои знания о мире, об окружающем обществе. Это мы, взрослые, можем характеризовать белокожую, рыжеволосую и смешливую девочку скучными и нерифмованными словами. У детей ее характеристика будет звучать иначе: скажем, "Надька — ватрушка-хохотушка".

Принцесса на горошине

Поначалу обидеть никто никого не хочет. Трех-четырехлетние дети часто дразнятся, чтобы начать игру. Как просто: крикни "Динка-свинка", и Динка за тобой погонится — будут "догонялки". Всем весело. Бывает, что малыши обзываются напоказ, чтобы все вокруг слышали и желательно смеялись: легкий способ привлечь к себе внимание. Чтобы ребенок не застревал на этом этапе, его нужно знакомить с устойчивыми формулами общения ("Подойди и скажи: давай играть!"), а еще расширять понятие о смешном и забавном — вместе читать веселые книжки, рассказывать "прикольные" истории. Пусть малышу будет что сказать сверстникам — помимо дразнилок.

Когда это становится по-настоящему обидным? Когда обзывалки сталкиваются с особенностями личности обзываемого. Например, есть в детском коллективе девочка, обожающая сказки о принцессах. Она и сама мечтает быть красивой, как принцесса. А принцессы — они какие? Стройные, изящные, щеголяют преимущественно в хрустальных туфельках. Девочке будет обидно до слез, если к ней прилипнет прозвище вроде "медведихи" — только потому, что ее фамилия Мишкина. Внутренний образ "идеального я" у нее отнюдь не медвежий! А каково мальчику, обожающему мультфильмы о героях и суперменах, слышать, как его обзывают девчонкой — из-за того, что он упал на прогулке и расплакался? Увы, стоит сверстникам заметить, что дразнилка попала в цель, они начинают причинять боль уже осознанно. Эти милые детки, такие нежные поодиночке, собираясь вместе, бывают довольно жестокими...

Дразню, чтобы обидеть

Самая неприятная сторона обзывания — сознательный поиск слабых мест. Постепенно выясняется, что наши дети — не только гениальные лингвисты, но и прекрасные психологи. Болевые точки они нащупывают замечательно. Если в группе или в классе есть ребенок, который хотя и носит очки, но совершенно их не стесняется, его в жизни не будут дразнить очкариком или четырехглазиком. Ну разве что раз-другой в месяц обзовут для проформы. Какой смысл обзывать, если человек в ответ только хмыкает — или вообще смеется вместе с вами? Но если для ребенка его очки — символ ущербности, неполноценности, однокашники это быстро поймут.

Малыш может ничего и не рассказать вам: в детском обществе прослыть ябедой — хуже не бывает. Так что держите руку на пульсе — следите за его эмоциональным состоянием, поддерживайте контакт с воспитателями и учителями. Кого чаще всего дразнят? Предлоги для дразнилок в каждом детском коллективе одни и те же: любые "выпирающие углы", любые несоответствия стандартам. Например, яркие особенности внешности.

Самый высокий — будь жердью или телебашней. Самый маленький — козявкой. Также в группе риска рыжеволосые и носящие очки. "Не такая" фамилия и "не такая" национальность — опять же поводы поупражняться в остроумии. Немалую роль играет степень развития навыков аккуратности. Дети, которые не дружат с расческой или обладают талантом пачкаться всем подряд, — удобные мишени для обзывалок. Дразнят и ребят с особенностями поведения: слишком медлительный, слишком быстро говорит, много дерется или всего боится — и прозвища придумываются сами собой. Не говоря уж о таких вещах, которые в детском (да и не только детском) коллективе обычно порицаются склонность ябедничать, жадность. Еще с помощью дразнилок оценивают успешность в учебе, причем одинаково дразнят и двоечников, и пятерочников.

Как мячик от стенки

Как родители могут повлиять на ситуацию?

  1. Нужно скорректировать поведение ребенка. Если он постепенно научится тщательнее следить за своей внешностью, прозвище "неряха" рано или поздно от него отлипнет. Привыкнет делиться игрушками и конфетками, попытается разрешать конфликты без привлечения взрослых — уйдут в небытие и "ябеда-корябеда" с "жадиной-говядиной".
  2. Важно учить ребенка общаться. Особенно если он у вас умный и успешный "знайка". Многие способные дети, схватывающие знания на лету, в общении со сверстниками что называется, пролетают. Задачки решают быстрее всех — и вместе с тем не знают, как начать игру, боятся попросить карандаш, не умеют ответить на дразнилку. Бывает, что родители эти "пролеты" даже культивируют — разумеется, неосознанно. За школьные успехи ребенка хвалят и превозносят, а на трудности в общении с одноклассниками не обращают внимания. "Тебя дразнят? Тебе просто завидуют!" В итоге ребенок начинает демонстрировать сверстникам свое превосходство — вместо того чтобы общаться на равных. За это дразнят еще больше...
  3. Хорошо бы обратить внимание на самооценку вашего ребенка. Если она занижена — его найдут за что обозвать. Дети очень хорошо чувствуют, что один из них придерживается плохого мнения о себе, и охотно принимают это мнение на веру. Чаще хвалите малыша; поощряйте его в тех занятиях, в которых он успешен. Помогите принять и полюбить свою внешность: пусть он знает и верит, что у него не длинный нос, а римский профиль, не рыжая шевелюра, а золотые волосы. Тогда любые обзывательства будут отскакивать от него, как мячик от стенки спортзала.

Прозвища и обзывалки

Щит и меч

Работа над самооценкой ребенка длится, увы, не один день. А реагировать на дразнилки ему нужно уже сейчас. Причем спокойно и "политкорректно": не плакать в углу и не лезть в драку. Для этого существуют готовые формы защитного поведения.

Бывает, родители советуют ребенку попросту не отзываться на прозвище. Средство действенное, но доступно оно лишь детям с железным характером и адекватной самооценкой. Довольно сложно в течение долгого времени отвечать на дразнилки видимым безразличием. Тем более что, если ты "не слышишь", обзываться начинают все громче и обиднее. В большинстве случаев ребенок рано или поздно взрывается, и ему попадает еще и от педагога. Неплохая защита — употреблять устойчивые, проверенные временем словесные формулы: "кто так обзывается — сам так называется", "раз, два — переводим на тебя". Еще лучше — придумать дома несколько подобных рифмованных заготовок (очень важно, чтобы присутствовала рифма; дети охотнее верят словам, если они "складные", зарифмованные). Одно дело — буркнуть "сам такой", другое — выдать эффектное "шел голодный крокодил, твое слово проглотил". Еще один хороший способ — обыграть ситуацию. Услышав в свой адрес какого-нибудь "толстопузика" — картинно поклониться: "Очень приятно, а я Петя". В любом случае главное, чтобы ребенок хорошо сознавал: обзывалки к нему лично никакого отношения не имеют. "Толстопузик" — это кто угодно, но только не он.

Дразнящийся ангелочек

А что, если обзывается ваш ребенок? Если это он доводит одноклассников до слез или драки своими дразнилками? Конечно, одними окриками и запретами дела не решить. Помните, что во многих случаях дети дразнятся, чтобы справиться со своими внутренними проблемами. Иногда дразнилки — это удобный и легкий способ самоутверждения. Крикнул кому-нибудь: "Глупый!" — и мысленно прибавил: "А я — нет". В таком случае достаточно подтолкнуть малыша к тому, чтобы быть заводилой в играх, или поручить ему за что-нибудь отвечать, скажем, за поливку цветов. И вот он уже не так активно дразнится. Порой дети — обычно мальчики — начинают обзываться, чтобы помериться силами. Нельзя же просто так, с бухты-барахты начать драку: нужен предлог. "Толстый!" — "Сам ты толстый!" — и вот уже ситуация конфликта создана, можно драться с чистой совестью. Предупредить такое поведение способны соревновательные игры: кто назовет больше слов на букву "А", кто знает больше птиц и зверей. На худой конец — кто кого поборет.

Сохраняйте спокойствие
Самозащита — вот действительно уважительная причина для того, чтобы обзываться. Отобрали игрушку — "ты вонючка". Обозвали — обозвать в ответ. Конечно, нам хочется научить ребенка отвечать не обидно и с достоинством. Только это требует такого напряжения воли, какого мы от ребенка не дождемся. Если и ограничивать подобное поведение, то лишь в крайностях — когда обзывалки превращаются в ругательства.
Категория: Статьи | Добавил: Снежная_кошка (30.10.2014)
Просмотров: 927 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: