МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Учителю-логопеду

Диагностика готовности к школе по Ю. Гильбух

1.     Тест фонематического слуха

Цель: Определение уровня развития фонематического слуха

Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно».

         Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.

 

         Контрольная фонема Р:

1 ряд: лама, рама

2 ряд: рампа, лампа

3 ряд: коробок, колобок

4 ряд: оклик, окрик

 

         Контрольная фонема С:

1 ряд: сон, тон

2 ряд: коса, коза

3 ряд: рассвет, расцвет

4 ряд: сытый, шитый

 

         Контрольная фонема Ч:

1 ряд: чуб, щуп

2 ряд: чадить, щадить

3 ряд: чипать, щипать

4 ряд: почесть, пошесть

 

         Контрольная фонема Г:

1 ряд: гора, кора

2 ряд: голос, колос

3 ряд: граб,  краб

4 ряд: пороги, пороки

 

         Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г.

 

 

 

         Оценка результатов:

3 балла – все три задания выполнил безукоризненно;

2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд;

1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе;

0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.

 

 

2.     Тест словаря.

Цель: Определение уровня словарного развития.

Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов:

1.     Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый

2.     Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой

3.     Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий

4.     Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать

5.     Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

 

 

 

 

 

Ход проведения:

 

I этап: Предъявляем ребенку рассказ:

Жили были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.

         Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ. До тех пор, пока ребенок не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ. 

         Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.

         II этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.

         Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.

 

 

         Определение уровня развития способностей по всем 4-м тестам:

Способность

Низкий уровень

Средний  уровень

Высокий уровень

Фонематический слух

0 баллов

1 балл

2-3 балла

Словарное развитие

Для 6 лет: 6,5 б.

Для 7 лет: 7-12 б.

Для 6 лет: 7-12б.

Для 7 лет: 12-15 б.

Для 6 лет: 12,5 б.

Для 7 лет: 15,5 б.

Развитие саморегуляции

1 балл

2-3 балла

4-5 баллов

Кратковременная память

6 лет: 8 повторений

7 лет: 7 повторений

6 лет: 5-7 повторений

7 лет: 4-6 повторения

6 лет: 1-4 повторения

7 лет: 1-3 повторения

Логическое мышление

6 лет: 10 повторений

7 лет: 8 повторений

6 лет: 5-9 повторений

7 лет: 4-7 повторения

6 лет: 1-4 повторения

7 лет: 1-3 повторения

 

Категория: Учителю-логопеду | Добавил: zhavoronka (18.03.2014)
Просмотров: 1033 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: