Взаимосвязь
в работе
учителя-логопеда
ДОУ и педагога-психолога
с детьми,
имеющими речевые нарушения.
Применяя в практике технологию личностно –
ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических
работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится
полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического,
психического и нравственного здоровья.
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения,
должна быть организована по принципу оказания комплексной
психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях
учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней
профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс
развития. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии
указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических
процессов и функций.
Логопед
выступает как организатор и
координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.
Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую
связанных с речью.
Выделение основных направлений взаимодействия
помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-
образовательного процесса.
Взаимодействие специалистов с детьми, в котором
определены частные (специфические) задачи.
Задачи работы логопеда
-Обследование детей и выявление среди них
нуждающихся в профилактической и коррекционной речевой помощи;
-Изучение уровня речевого, познавательного
развития;
-Изучение индивидуальных особенностей детей,
нуждающихся в логопедической помощи;
-Определение основных направлений и
содержание работы с каждым ребёнком;
-Систематическое проведение профилактической
и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными
программами;
-Оценка результатов помощи детям;
-Определение степени речевой готовности детей
к школьному обучению;
-Проведение просветительской и
пропедевтической работы с педагогами и родителями детей, имеющих речевые
нарушения;
-Осуществление контроля за качеством речевой
работы с детьми педагогов ДОУ и родителей детей, имеющих речевые нарушения;
Задачи работы психолога
-Создание среды психологической поддержки
детям с нарушениями речи. -Развитие памяти, внимания, мышления,
пространственной ориентировки. -Развитие общей и мелкой моторики.
-Развитие слухового внимания и
фонематического слуха.
-Развитие зрительно-моторной координации.
-Развитие произвольности и навыков
самоконтроля, волевых качеств.
-Активизация отработанной лексики.
-Снятие тревожности у детей при негативном
настрое на логопедические
занятия.
- Обеспечение психологической готовности к
школьному обучению. -Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Несмотря на закономерные различия
функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и
педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного
процесса, поэтому выделяются основные этапы взаимодействия.
Модель взаимодействия учителя-логопеда и
педагога-психолога позволяет, во-первых,
учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности
детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и
групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
Таким образом, согласованность действий
логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения
развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде,
успешно развиваться и обучаться.
Учитель-логопед
Дроздова Т.Е.
МДОУ «Радуга»
Серпуховский район, п. Пролетарский
|